Уже полгода ни для кого не было тайной: нынешний министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер будет кандидатом на пост канцлера от социал-демократической партии (СДПГ) на предстоящих через год выборах в бундестаг.
Неясной оставалась ситуация лишь для одного человека - для самого Штайнмайера. Он долго думал. Колебался. Не говорил ни да, ни нет.
И вот наконец свершилось: именно он, этот молчаливый осторожный политик, чурающийся публичных заявлений, станет кандидатом в канцлеры от социал-демократов. Так решили его коллеги на воскресном закрытом заседании руководства партии. Радости это сообщение не принесло никому. Ведь ни сам Штайнмайер, ни его соратники уже всерьез не надеются на то, что после ухода Герхарда Шредера резко потерявшая популярность партия сможет претендовать на победу. И даже на то, чтобы хотя бы в нынешней роли партнера христианских демократов по большой коалиции остаться у руля власти.
Ведь накануне судьбоносного заседания социал-демократов канцлер Ангела Меркель внезапно заявила, что для нее больше не стоит вопрос партнера по коалиции. Ни в коем случае СДПГ. Только либеральная Свободная демократическая партия (СвДП).
Стремительное падение популярности СДПГ связано прежде всего с внутренними проблемами в партии. Точнее - расколом в ее рядах. Ведь все социал-демократические канцлеры - Вилли Брандт, Гельмут Шмидт и Герхард Шредер, потеряли свой пост из-за недостаточной поддержки однопартийцев. К примеру, социально-экономическую программу Шредера растерзало левое крыло партии. Слишком уж круто канцлер стал закручивать гайки. Слишком уж далеко отошел от главной цели партии - соединить экономическое процветание с социальным государством.
Теперь-то видны положительные результаты программы Шредера "Повестка дня - 2010". Однако сливки с нее снимает Ангела Меркель и внутренне сплоченные христианские демократы.
А левое крыло СДПГ - последователи со скандалом ушедшего в левую партию Оскара Лафонтена - по-прежнему строптиво блокирует все начинания внутри партии. В этом заключается и главная проблема нынешнего председателя СДПГ Курта Бека. Он не смог стать настоящей заменой Шредеру. Не смог консолидировать ряды соратников. Не смог противостоять все более активизировавшемуся левому крылу. И, судя по всему, покинет пост председателя партии, рейтинг которой снизился до 25 процентов. Место Бека, по последним сообщениям немецкой прессы, скорее всего займет вернувшийся в политику Франц Мюнтеферинг, взявший небольшую паузу из-за тяжелой болезни жены.
Фигура Мюнтеферинга пока не обсуждается в качестве претендента в канцлеры. СДПГ уже поставила на Штайнмайера, который, будучи нейтральным звеном между левыми и правыми в партии, выглядит, по большому счету, оптимальной кандидатурой. Кроме того, его политическая популярность у населения сейчас довольно высока, чуть ли вровень с Меркель.
Правда, в ходе скоро начинающейся предвыборной кампании святой обязанностью Штайнмайера будет, соревнуясь с Меркель, отстаивание социал-демократических идеалов. А канцлер тем временем может расслабиться: противник - СДПГ - ослаблен. Ее партия лидирует по всем пунктам. Ее личная популярность растет. И кто бы ни был кандидатом в канцлеры от СДПГ, победа ее партии в настоящий момент выглядит однозначно предрешенной.