Направление пяти американских кораблей с "гуманитарной миссией" к российским берегам в акваторию Черного моря, а также обнародованная информация о военно-морских маневрах России и Венесуэлы в Карибском море 10-14 ноября вызвали неоднозначную реакцию у аналитиков.
Главный вопрос, который занимает умы экспертов, - насколько нынешняя ситуация близка к повторению Карибского или, как его называют на Кубе, Октябрьского кризиса, поставившего осенью 1962 года мир на грань третьей мировой войны.
Те события вокруг Острова свободы справедливо называют крупнейшим обострением отношений между СССР и США за весь послевоенный период. Тогда мир стоял перед опасностью ядерной войны между двумя сверхдержавами и реального уничтожения человечества. История не знает других периодов, аналогичных тринадцати дням октября 1962 года, когда Соединенные Штаты и Советский Союз остановились у кромки ядерной пропасти. Поставка ракет на Кубу из СССР в 1962 году была инициативой Москвы, а конкретно Никиты Хрущева. После провала операции североамериканцев в отношении революционной Кубы в Заливе Свиней в апреле 1961 года стало ясно: США не оставят Гавану в покое. Об этом говорило все увеличивающееся количество диверсионных актов в отношении Острова свободы. Тогда Москва чуть ли не ежедневно получала сводки об американских военных приготовлениях.
В этот период в Кремле вызывало крайнее беспокойство наличие у американцев ракет в Турции и Италии. Это были ракеты средней дальности, которые достигают цели значительно быстрее стратегических ракет и бомбардировщиков. Американцы разместили в Турции новые межконтинентальные ракеты "Минитмен" в дополнение к имевшимся там ракетам "Юпитер". Этим ракетам средней дальности требовалось около 10 минут, чтобы поразить цели на территории СССР. Тогда как советские ракеты могли долететь до территории США за 25 минут.
Никита Хрущев, который мечтал "засунуть ежа в штаны американцев", воспользовался сложившейся ситуацией вокруг Кубы. Он предложил Фиделю разместить ракеты на Кубе и тем самым хотя бы частично ликвидировать возникшее к тому времени отставание Советского Союза от США в гонке вооружений. Следствием этого стала сверхсекретная операция "Анадырь" по переброске ракет на Кубу. Она предполагала размещение на острове двух видов баллистических ракет Р-12 с радиусом действия около двух тысяч километров и Р-14 с дальностью в четыре тысячи километров. Оба типа ракет были снабжены ядерными боеголовками мощностью в мегатонну.
Тогда же скрытно, под видом грузовых кораблей на Кубу, была переброшена группировка советских военных, насчитывавшая около 43 тысяч человек в составе воинских соединений и частей ракетных войск, ВВС, ПВО и ВМФ. После того как американцы узнали об операции, негодование "ястребов" в Белом доме было столь сильным, что в американской администрации стоял вопрос о нанесении удара по Кубе. И лишь благодаря с трудом достигнутому компромиссу между президентом США Джоном Кеннеди и главой советского правительства Никитой Хрущевым мир, образно говоря, чудом "разминулся с ядерной войной".
За комментариями по поводу возможных аналогий событий 1962 года и сложившейся ситуации в нынешних российско-американских отношениях "РГ" обратилась к бывшему начальнику аналитического управления КГБ СССР, генерал-лейтенанту госбезопасности в отставке Николаю Сергеевичу Леонову.
Российская газета: Уместно ли сравнивать ситуацию почти полувековой давности с нынешними "морскими маневрами" двух стран?
Николай Леонов: Прежде всего надо говорить о разном характере этих событий по форме и содержанию. В 1962 году американские спецслужбы откровенно проморгали переброску такого большого количества людей и оружия с одного полушария в другое, причем в непосредственной близости от берегов Соединенных Штатов. Американцев больше всего возмущало то, насколько скрытно к их берегам подошла такая большая воинская группировка. Белый дом по сути был поставлен перед фактом наличия столь мощной силы у побережья США. Нынешние перемещения кораблей проводятся у всех на виду. О них, как в случае с возможными учениями России и Венесуэлы, объявлено заранее.
Но самое главное отличие событий тех дней от нынешних заключается в том, что в Карибском кризисе было задействовано тактическое ядерное оружие, которое при определенных условиях могло привести к гигантским человеческим жертвам. Главная черта кризиса октября 1962 года - его ядерная подоплека. К тому же по большому счету это было выяснение отношений двух больших держав. В нынешней ситуации задействовано несколько "векторов силы", несколько "разнокалиберных игроков". Вдобавок направление в Черное море кораблей под флагом США в большей степени продиктовано желанием оказать политическую поддержку Саакашвили. Наконец, сегодня речь о каком-то боестолкновении в море или, на худой конец, таране кораблей не идет.
РГ: Насколько справедливы опасения, что достаточно одной "шальной ракеты", одного выстрела на Черном море для возникновения нового мирового конфликта?
Леонов: То, что мы наблюдаем сейчас, больше похоже на войну нервов. Безусловно, ситуация в двусторонних отношениях накалена. Однако, на мой взгляд, американцы, несмотря на определенные прогнозы в ряде СМИ, не склонны проводить какие-либо агрессивные действия. К тому же мне представляется, что обе стороны имеют четкие указания не переходить так называемую "красную черту".