Аэропорт Хабаровска отказался обслужить семь рейсов компании "Дальавиа", которые она должна была выполнить в этот день.
Тогда авиакомпания "Дальавиа" провела оформление "отказных" рейсов не в здании Хабаровского аэропорта, а в принадлежащем ей международном терминале. Вылеты прошли по расписанию, однако самолеты поднялись в небо на керосине, который остался у них в топливных баках, а это небезопасно.
- Предполагаю, что "Дальавиа" планирует осуществлять дозаправку в других аэропортах, которые пока не отказали компании в обслуживании, - сообщил корреспонденту "РГ" генеральный директор ОАО "Хабаровский аэропорт" Алексей Власов. - В восточном направлении это, видимо, аэропорт города Советская Гавань, а в западном - аэропорты Благовещенска и Новосибирска.
Такой выход из положения "Дальавиа" нашла в минувшее воскресенье, когда через терминал были оформлены три рейса - №355 "Хабаровск-Новосибирск - Самара", №131 "Хабаровск - Южно - Сахалинск" и №113 "Хабаровск - Оха", но в Хабаровске они не заправлялись.
Официальное заявление о том, что аэропорт Хабаровска прекращает обслуживать самолеты "Дальавиа" до полного погашения долгов, было сделано 6 сентября. Как сообщил Алексей Власов, в августе ОАО "Хабаровский аэропорт" и ОАО "Дальавиа" дважды подписывали соглашения о регулировании исполнения обязательств, но авиакомпания продолжает накапливать долги. На утро 8 сентября, по словам директора аэропорта, ее задолженность за обеспечение топливом и наземное обслуживание достигла 232 миллионов рублей.
Тем не менее Хабаровский аэропорт пытается максимально снизить неудобства для пассажиров, не отказывая в обслуживании московских рейсов "Дальавиа", а также рейсов до Охотска, которые не имеют альтернативы. Как сообщил Алексей Власов, руководство ОАО "Дальавиа" пока не выходило с предложениями к аэропорту по нормализации ситуации.
Тем временем Дальневосточная транспортная прокуратура принимает экстренные меры по устранению нарушений прав пассажиров в аэропортах Дальнего Востока. 5 сентября в правоохранительные органы были направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании генерального директора ОАО "Хабаровский аэропорт" Алексея Власова, поскольку накануне аэропорт краевого центра не стал обслуживать московский рейс №126, которым должны были вылететь 56 пассажиров.
В действиях Алексея Власова прокуратура усмотрела признаки самоуправства, подпадающие под статью 330 УК РФ: именно он подписал распоряжение о прекращении обслуживания московского рейса, который выполняется компанией "Домодедовские авиалинии". Ее долги аэропорту составляют более 6,3 миллиона рублей.
- Договорные отношения между ОАО "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" и ОАО "Хабаровский аэропорт" носят гражданско-правовой характер, в связи с чем спор юридических лиц должен разрешаться в установленном договором порядке и не затрагивать права третьих лиц, в данном случае пассажиров, - аргументировала позицию прокурор отдела ДВТП Ольга Рябузова.
До 6 сентября, как сообщили в Дальневосточной транспортной прокуратуре, все задержанные рейсы всех авиакомпаний из Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского были отправлены.
- В воскресенье и понедельник в аэропортах Дальнего Востока не было ни одной задержки или отмены рейсов, причиной которых были бы долги авиакомпаний, - заявила "РГ" начальник пресс-службы ДВТП Наталья Гелашвили.
Что касается кризисной ситуации, в которой оказался крупнейший дальневосточный авиаперевозчик, вчера Дальневосточная транспортная прокуратура направила письмо руководству аэропорта в Благовещенске с просьбой перейти на круглосуточный режим работы - для заправки самолетов "Дальавиа".
Тем временем
Руководство ОАО "Хабаровский аэропорт" заявило, что поскольку рост стоимости авиатоплива привел к сбою в работе авиаперевозчиков и аэропортов, цена на топливо для авиакомпаний с завтрашнего дня будет снижена на два процента.
Олег Сафонов, полномочный представитель Президента РФ в ДФО:
- Началась осень, Дальний Восток - регион с неблагоприятными климатическими условиями, и из-за циклонов, непогоды здесь и так самолеты нередко задерживаются, а если присовокупить к этому человеческий фактор - от этого люди страдают вдвойне.
Руководству дальневосточных регионов нужно держать на особом контроле расписание рейсов авиакомпаний. А если есть нарушения, должны подключиться фискальные органы либо прокурорский надзор.