09.09.2008 03:10
    Поделиться

    Жители Мурманской области не знают, чем заняты местные органы власти

    Каждый третий житель региона получает информацию о работе чиновников с помощью "сарафанного радио"

    Каждый второй  мурманчанин не знает, чем конкретно занимаются власти их города или района. Таковы данные масштабного социологического исследования, проведенного областным правительством в рамках реализации административной реформы.

    Сейчас, по данным начальника управления по вопросам реализации приоритетных национальных проектов Алексея Паламарчука, кроме чиновников регионального правительства и муниципальных властей в Мурманской области работают более пятидесяти федеральных структур.

    На восемьсот тысяч населения в регионе сегодня около пяти тысяч чиновников. И все эти люди не только выполняют свои непосредственные чиновничьи функции, но и оказывают гражданам государственные услуги.

    Получение заграничного паспорта, справка о доходах, сдача налоговой декларации, оформление земельного участка в собственность, получение регистрационных номеров на автомобиль - все это услуги, которые оказывают чиновники.

    Как отметил в беседе с корреспондентом "РГ" первый вице-губернатор Борис Воробьев, основной показатель качества работы чиновника - отсутствие очередей на прием и быстрота прохождения документов.

    Но ни одним из этих показателей Мурманская область сегодня похвастаться не может. И не всегда в этом есть вина государственных служащих.

    Простой пример. Получение государственных номеров на только что купленный автомобиль. Корреспондент "РГ" попыталась воспользоваться советом знакомых, как это делает каждый третий северянин, и поставить автомобиль на учет. "Сарафанное радио" уверяло - без взятки не обойтись, нужно искать "своего" гаишника, может помочь бывший сотрудник дорожно-патрульной службы Петр Петрович, который сейчас ездит на желтой "шестерке". Путь в обход занимает ровно неделю.

    Однако у ГИБДД есть и официальные государственные услуги. Например, можно позвонить по телефону 42-18-58 в управление, оставить предварительную заявку на регистрацию и в назначенный день без очередей оформить документы на машину. Прямой путь  занимает два-три дня. Услуга бесплатна. Оказывать ее - функция инспекции дорожного движения. Также, записавшись предварительно, можно пройти технический осмотр автомобиля.   

    Еще одна проблема - сдача декларации о доходах. Люди уверены, чтобы оформить налоговый вычет или проинформировать государство о своих доходах, нужно как минимум обладать степенью доктора экономических наук или заплатить энную сумму фирмам, неофициально занимающимся заполнением налоговых деклараций. После этого необходимо потратить несколько суток, чтобы отстоять очередь в инспекцию и сдать-таки документы. 

    Официальный путь и в этом случае оказывается короче и, что немаловажно, дешевле. Например, в налоговой инспекции подскажут, где лучше взять компьютерную программу для заполнения деклараций, и посоветуют отправить документ по электронной почте. Никаких писем, почтовых расходов и других хлопот. Операция полностью компьютеризована и обезличена. 

    Сделать чиновников "безликими", свести их контакты с гражданами к минимуму - такую задачу, по словам Бориса Воробьева, поставило перед собой региональное правительство. 

    Первым слагаемым "обезличенного" уравнения стал портал электронных государственных услуг правительства Мурманской области. На сайте имеются несколько разделов, в том числе "Услуги, оказываемые гражданам", "Услуги, которые оказываются бизнесу". Здесь можно точно, без всяких слухов и советов добрых знакомых, узнать, сколько времени отводится чиновникам на оформление паспортов, льгот, сделок с недвижимостью. Сейчас на сайте прописаны около 120 государственных услуг. К концу года их должно стать в несколько раз больше. 

    Естественно, что электронный портал государственных услуг - подходящее решение для, что называется, продвинутых пользователей. А что делать пенсионерке или человеку, у которого словосочетание "электронный документооборот" ассоциируется с хакерской атакой? 

    Для этой категории северян в регионе предлагается открыть ряд многофункциональных центров. Сначала будут открыты несколько пилотных площадок, где, по задумке областного правительства, рядовой мурманчанин может на практике почувствовать, что чиновник - это слуга народа. 

    Например, в мурманском многофункциональном центре можно будет решить все вопросы, касающиеся социальных выплат, земельных сделок и получить услуги гражданско-правового статуса. Есть предложения от муниципальных властей по открытию подобных площадок в Оленегорске, Кандалакше, Скалистом. Однако создать подобные площадки, работающие в режиме "одного окна", не просто даже с мандатом областного правительства. По словам Алексея Паламарчука, потребовалось подписать соглашения об обмене информацией между десятью различными структурами, создать общий электронный регистр населения и отремонтировать помещения.

    Компетентно

    Борис Воробьев, первый заместитель губернатора Мурманской области:

    - Основная задача административной реформы состоит в том, чтобы сделать деятельность правительства понятной для граждан и субъектов предпринимательства, убрать лишние бюрократические рогатки. Всем должно быть абсолютно понятно, кто из чиновников и за что конкретно отвечает, какую именно государственную услугу и в какие сроки он должен предоставить. Мы стремимся совершенствовать административный аппарат не для перераспределения функций между чиновниками, а для удобства населения.
     

    Поделиться