09.09.2008 03:30
    Поделиться

    Сергей Тюлейкин: Школьники Южной Осетии поделились горьким опытом спасения от обстрелов и бомбежек

    Сотрудники Приволжско-Уральского регионального центра МЧС приняли участие в операции по предотвращению гуманитарной катастрофы в Южной Осетии. В составе сводной группировки миротворческих сил находились восемь офицеров и два военнослужащих по контракту центра.

    О ходе спасательных работ и ликвидации последствий агрессии в эксклюзивном интервью "РГ" рассказал представитель действующего в Цхинвале оперативного штаба МЧС России, заместитель начальника Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Тюлейкин.

    Российская газета: Сергей Кузьмич, вы и ваши сотрудники не раз принимали участие в проведении гуманитарных и спасательных операций. Каковы особенности нынешней командировки в Южную Осетию и как решаются задачи по восстановлению инфраструктуры республики?

    Сергей Тюлейкин: Первоочередная задача, поставленная президентом РФ, заключалась в предотвращении надвигающейся на Южную Осетию гуманитарной катастрофы, вызванной как действиями агрессора, так и плачевным состоянием экономики республики на протяжении долгих лет. На первом этапе операции необходимо было расчистить завалы, под которыми могли быть люди, наладить доставку гуманитарной помощи - продовольствия, одежды, медикаментов. Ведь многие местные жители за время боевых действий лишились имущества и крова. Как вы знаете, все регионы страны, включая Уральский федеральный округ, откликнулись на эту трагедию. Повсюду был проведен сбор имущества, оборудования от граждан, предприятий и организаций. Важно было организовать своевременную доставку гуманитарных грузов.

    РГ: Какую помощь Южной Осетии оказали уральские регионы?

    Тюлейкин: В доставке гуманитарных грузов приняли непосредственное участие все субъекты РФ, входящие в УрФО. По состоянию на 5 сентября в Южную Осетию направлено 6 автомобильных колонн, 23 железнодорожных вагона, 2 контейнера, совершен 1 авиарейс. Во Владикавказ и Цхинвал доставлено 147 тонн продовольствия, 4,2 тонны медикаментов, 762,1 - стройматериалов, 150,3 - промышленных товаров, одежды, тетрадей и учебников. Перечислено денежных средств на сумму 126 547 700 рублей.

    РГ: Как известно, МЧС была поставлена задача восстановить в короткие сроки образовательные учреждения. Сколько реанимированных вами школ распахнуло двери 1 сентября?

    Тюлейкин: Мне как представителю оперативного штаба было поручено провести оценку состояния всех школ Южной Осетии. Официально в республике зарегистрировано 55 образовательных учреждений. На ее территории - в так называемой буферной зоне - есть еще 16 грузинских школ, которые поэтапно будут передаваться Южной Осетии. 22 школы, находящиеся за зоной размещения миротворцев, я не смог посетить потому, что там еще небезопасно. В целом за три дня я провел мониторинг всех объектов образования в разрушенных войной Цхинвале и Тагурово, побывал в отдаленных селениях. Состояние школьных и дошкольных учреждений, как я докладывал нашему министру, ужасное. Одни здания разрушены, другие обветшали так, что находиться там просто опасно. Учитывая приближение учебного года, пришлось решать задачу следующим образом: выбирать из худшего лучшее. В результате всего за 10 дней, а точнее будет сказать - суток, восстановлено 11 учреждений, в том числе 7 школ и 4 детских сада. Работали днем и ночью, приводя в порядок фасады зданий, помещения классов. К назначенному сроку подвели электричество, ввиду отсутствия водопровода завезли питьевую воду, двухмесячный запас продовольствия, оборудовали столовые.

    РГ: А что будет с остальными школами?

    Тюлейкин: Многие из них не подлежат восстановлению. Из-за прямого попадания бомб здания превратились в руины. Ну а те школы, которые удалось реанимировать, думаю, будут радовать и учеников и педагогов. Появились оборудованные кабинеты физики, химии, гуманитарные и компьютерные классы, которых здесь никогда не было. Экономика республики, как я уже отмечал, была в упадке. Работать людям негде. Часть мужского населения трудится в силовых структурах, а в основном люди живут за счет того, что сумеют вырастить в садах-огородах. Поэтому восстановление школ стало настоящим праздником для населения республики. Пиком проделанной нами в рекордно короткие сроки работы стало 1 сентября. В этот день представители МЧС отправились в школы, где первый урок был посвящен предмету ОБЖ.

    РГ: Вы рассказывали детям о том, как нужно себя вести в случае возникновения чрезвычайных ситуаций?

    Тюлейкин: Сами дети делились полученным ими во время грузинского нашествия горьким опытом. Рассказывали о том, как вместе с родителями прятались от обстрелов и бомбежек в подвалах.

    РГ: Сколько детей вернулось из эвакуации?

    Тюлейкин: В среднем 30 процентов от общего числа ребят, проживающих в республике до войны.

    РГ: Как в целом относились к вам местные власти и население?

    Тюлейкин: И руководство республики и ее жители благодарили за помощь. Каждый считал своим долгом подойти к нам, чтобы пожать руку и сказать "спасибо". А еще я был свидетелем митингов по поводу признания Россией независимости Южной Осетии. Видел всеобщее ликование. Населению раздавали выпуск "Российской газеты". А печатных изданий многие осетины не видели годами.

    РГ: Есть уверенность в том, что грозившая республике гуманитарная катастрофа предотвращена?

    Тюлейкин: Такая уверенность присутствует. Гуманитарная операция в Южной Осетии продолжается. Сейчас необходимо принять меры для восстановления медицинских учреждений, банковской системы. Ведь людям нужно получать пенсии. Кроме того, руководством России принято решение о выделении материальной помощи тем, кто полностью лишился имущества. Размер единовременной выплаты составляет 50 тысяч рублей. Продолжают поступать гуманитарные грузы, которые необходимо сопровождать. Сейчас на территории республики действует сводный отряд МЧС по Южному федеральному округу. Мы же готовы сменить наших товарищей в любое время. С этой целью формируются два мобильных сводных отряда регионального центра.

    РГ: Были неоднократные сообщения о наличии неразорвавшихся снарядов. Как движется работа по их уничтожению?

    Тюлейкин: При МЧС есть специальный отряд "Лидер", занимающийся сбором неразорвавшихся снарядов, разминированием. Насколько мне известно, представители отряда и сейчас находятся в Южной Осетии, чтобы полностью очистить территорию от боеприпасов.

    РГ: Проведенная МЧС операция продемонстрировала преимущества методики действий российских спасателей или, напротив, выявила какие-либо изъяны?

    Тюлейкин: Скажу так. Накопленный нами опыт действий в чрезвычайных ситуациях - один из лучших в мире. Не только с технической, но и с гуманитарной стороны. Система выстроена таким образом, что обеспечивает себя полностью. У нас есть специалисты любой квалификации, есть техника, оборудование. А во время ликвидации последствий военных действий в Цхинвале мы своевременно раздавали помощь не только пострадавшей южноосетинской стороне, но и грузинскому населению.

    Поделиться