Владимир Путин: Перевозчики не будут вечно ждать новых российских самолетов

Во вторник премьер-министр Владимир Путин посетил в Ульяновске крупнейший авиазавод ЗАО "Авиастар-ЭП" и провел совещание по вопросам развития производства гражданских воздушных судов в России.

При входе в цех окончательной сборки главе правительства сразу же бросилась в глаза надпись почти на бесконечной стене: "Разбивая преграды!". К призыву "прилагалась" визуальная картинка - самолет, влетающий в окно, на фоне кроваво-красного солнца. Лайнер казался громадным, но это было не так: вид разлетевшегося вдребезги комнатного окна резко снижал правдоподобие ситуации.

Впрочем, что-то похожее происходит в российской авиационной промышленности. Справедливости ради надо сказать, что по сравнению с прошлым годом в 2008-м объем выпуска воздушных судов увеличится почти втрое. Ведь в 2007 году было построено только шесть самолетов, а в этом - пятнадцать. Но другие цифры все расставляют по местам. По итогам 2007 года европейский концерн "Эрбас" поставил 453 самолета, а американский "Боинг" - 441 судно. То есть российский авиапром "погоды" в мировых масштабах не делает, между тем как хочется большего влияния, и это признал Владимир Путин.

Впрочем, одни и те же проблемы видятся по-разному. Не самые сладостные моменты авиапрома не помешали председателю профкома "Авиастара-СП" Нине Ерахтиной смело заявить премьеру, что "отрасль наша начинает высоко поднимать голову".

- Пока не очень, - ухмыльнулся премьер, не впервые наталкиваясь на идейно-отраслевую самоуверенность. И тут же заинтересованно подметил: "Мне сказали, что у вас средняя зарплата тысяч 11. Надо бы побольше".

- Средний заработок составляет 12 334 рубля, - скороговоркой произнесла Ерахтина.

Оклады работников предприятия, по всей видимости, росли прямо на глазах. На глазах премьера, которому то и дело попадались жизнеутверждающие лозунги. К примеру, надпись, гласившая: "Соблюдай инструкции и правила, чтоб судьба тебя от травм избавила", располагалась аккурат над туалетными комнатами. В противоположном углу читалось другое заклинание: "Сделай всё качественно и в срок. Не подведи!". Владимир Путин устало обвел глазами цех и отправился на совещание. Там он объяснил, что для авиапрома пока характерны не успехи, а проблемы, а отрасль только выходит из системного кризиса, в котором находилась долгое время.

Через тернии к звездам Белый дом пробирается по привычному сценарию, централизуя отраслевые ресурсы и усилия. Два года назад была создана Объединенная авиастроительная корпорация. Долгосрочная программа развития ОАК предусматривает выпуск в 2008-2012 годах 434 самолетов, в том числе 236 - класса "Сухой Суперджет". Только при таких показателях, считает Путин, ОАК станет заметной в мировом производстве и будет приближаться к основным конкурентам в мире.

Под амбициозные задачи на разработку и модернизацию производства, а также на приобретение воздушной техники в федеральном бюджете заложено свыше 130 миллиардов рублей на предстоящие три года. Кстати, именно семейство региональных самолетов "Сухой Суперджет", а также усовершенствованный Ту-207 и перспективный лайнер МС-21 вошли в линейку воздушных судов, которые получили благословление от чиновников с Краснопресненской набережной. Премьер убежден, что не следует производить "всё на свете". По его мнению, "прожекты и попытки лоббировать явно бесперспективные затеи ничего, кроме потери времени и денег, нам не принесут".

Конкуренция на международном рынке велика, и прорваться в мировой воздух российскому авиапрому сейчас нереально. Ускоренное производство высококлассных судов - вот на чем должна сосредоточиться отрасль, уверен председатель правительства. "Ни отечественные, ни тем более зарубежные перевозчики не будут вечно ждать новых российских самолетов", - подчеркнул премьер-министр и образно заметил, что "взлетная полоса у российского авиапрома короткая".

На Краснопресненской набережной склоняются к тому, чтобы помочь воздушной отрасли, причем радикальным способом. Предполагается снизить или вообще обнулить пошлину на авиатехнику, которая не выпускается и не планируется к выпуску в России. Перевозчики от этого выиграют, но вот отрасль может пострадать. Путин предложил "семь раз отмерить", прежде чем утверждать новые ставки.

Не менее острая проблема - это обгоняющие инфляцию цены на авиадвигатели и другие комплектующие. Поэтому недавно значительную часть производителей авиадеталей и агрегатов передали в "Ростехнологии". Правительство, как выяснилось в ходе беседы, очень рассчитывает на эффективных менеджеров госкорпорации, но если таких не окажется, готово пойти на отмену пошлин на ввоз иностранных комплектующих. "Практика покажет, нужно это сделать или нет, но по некоторым другим видам продукции практика имеется и дает свой эффект. Она стимулирует отечественного производителя "засучить рукава" и начать всерьез бороться за собственный рынок", - уверен Владимир Путин.

Ситуацию усложняют и зачастую недобросовестные условия и сроки поставок. Мировым стандартом признается поставка запчастей для сервисного оборудования в срок от 24 до 48 часов, тогда как наши экспортные процедуры требуют порой до 70 суток.

Эти и другие проблемы Владимир Путин намерен решать с помощью лучших умов - Совета генеральных конструкторов при председателе правительства РФ, над созданием которого "надо подумать". Судя по следующим словам Путина, аналогичная централизация интеллекта может коснуться других сфер: "Нет площадки для общения с теми людьми, которые генерируют идеи, это касается и авиапрома, и других высокотехнологичных отраслей". Национальный же центр авиастроения должен появиться в Жуковском, напомнил премьер.

В любом случае Белый дом поставил перед собой амбициозную цель и заверяет, что сделает все, чтобы ее достигнуть: к 2015 году гражданская авиация России должна занять до 15 процентов мирового рынка в целевых сегментах, а половина самолетов, поставляемых на отечественный рынок, должна быть российского производства.

Министр экономического развития Эльвира Набиуллина считает необходимым стимулировать авиаперевозчиков к покупке самолетов российского производства, при этом не накладывая на первых никаких обязательств по покупке оных. В качестве мер стимулирования продаж, по информации "РГ", обсуждалась возможность увеличения срока лизинговых платежей с пяти до 15 лет, иначе покупка воздушных судов для авиакомпаний становится неоправданной. Нормальное значение лизингового платежа - 1 процент к первоначальной ценности самолета. И это достигается при сроках кредитования, сопоставимых со сроками амортизации, то есть до 15 лет. Кроме того, предполагается распространить условия субсидирования на передачу самолетов в операционный лизинг, срок которого зачастую короче финансового, а платежи меньше на 20-30 процентов. Эти меры стимулирования предлагает ОАК.

В то же время Эльвира Набиуллина рассказала, что до конца года в правительство планируется внести новую редакцию ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники". Как стало известно "РГ", сроки осуществления обновляемой ФЦП планируется довести до 2020 года, ранее предполагалось ограничиться 2015 годом.