Пришла охотничья пора, региональное правительство утвердило квоты добычи животных. Однако проблем - браконьерства, выделения лицензий, ветеринарного контроля - меньше не стало. Эти темы и были подняты накануне в Законодательном собрании.
Об особенностях осенне-зимнего сезона парламентариям рассказал руководитель краевой службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Анатолий Шкляев. Напомним, непосредственный надзор за охотой в этом году из ведения Федерации передан в регионы.
- Сейчас лимиты распределяются между владельцами долгосрочных и именных разовых лицензий, - сообщил Анатолий Шкляев. - Без учета северных территорий выдано уже около 14 тысяч разрешений. Кроме того, в Таймырский муниципальный район отправлено 10 тысяч лицензиционных бланков для добычи дикого оленя и 6 тысяч лицензий на соболя - в Эвенкию. Еще 23 тысячи бланков готовится к доставке на Север.
Правительство края утвердило объемы отстрела и заготовки животных. Нынче разрешено добыть тысячу 140 лосей, тысячу 280 косуль, 40 тысяч северных оленей, 500 медведей, 40 сибирских горных козлов, 70 овцебыков, 230 маралов, 60 кабанов, 340 особей кабарги, 90 тысяч соболей и 300 бобров.
Особое внимание власти намерены уделить борьбе со сверхлимитной добычей ценных охотничьих животных, в первую очередь, пушных. Региональная квота на добычу соболя, к примеру, в последние годы держалась на уровне 70 тысяч. Однако, по оценке специалистов, реально на рынок поступает почти вдвое больше шкурок этого зверя. Причем из Красноярска вывозят не только продукцию местных охотников. Высокие закупочные цены - иногда до трех с половиной тысяч рублей за штуку - привлекают промысловиков Хакасии, Тувы, Ханты-Мансийска, Иркутской и Томской областей, которые предпочитают сдавать свои трофеи в крае. Отсюда пушнина поступает на аукционы Санкт-Петербурга и Копенгагена. Таким образом, значительная часть рынка мехов в регионе сейчас пребывает в тени. Вот и решили в местном правительстве призвать на помощь ветеринаров. Охотнадзор уже заключил соглашение с краевой ветеринарной службой. Отныне два этих ведомства будут информировать друг друга о количестве выданных именных лицензий, поступлении пушно-мехового сырья для клеймения и маршрутах перевозки по ветеринарным сопроводительным документам. По мнению чиновников, такая мера позволит получить информацию об объемах теневого оборота шкурок и поставить ему барьер, ведь без клейма ветеринара легально продать меха на аукционе невозможно.
Совместная работа ведомств обезопасит и другую охотничью продукцию: только за последние 3 года в крае было зарегистрировано 5263 человека, заболевших описторхозом, и 822 - дифиллоботриозом.
Еще одним серьезным шагом в борьбе с теневым рынком пушной продукции должно стать введение специального разрешения на право перевозки и продажи ценного меха.
- По закону талон именной лицензии требуется только на добычу соболя, а на реализацию - нет, - напомнил Анатолий Шкляев. - В итоге краевой бюджет теряет большие средства.
Александр Симановский, председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания края:
- Власть наводит порядок в промысловой отрасли, но, к сожалению, запросы избирателей показывают, что информация об этих своевременных мерах до населения доводится не всегда. Относится это и к изменениям в правилах охоты. Нельзя ограничиваться одними брошюрами, нужно как можно активней привлекать к сотрудничеству и региональные СМИ. Кроме того, мы должны решить вопрос о финансовом обеспечении ветеринаров. Например, уже сейчас ощущается недостаток средств на клеймение охотничьей продукции специальными пломбами. Все это предстоит учесть в процессе формирования бюджета края на следующий год.