Ставропольские чиновники оставили жертв финансовых пирамид без компенсаций

Жителям края, пострадавшим от действий финансовых мошенников, некуда обращаться за помощью. Решением прежнего губернатора структура, принимавшая заявления на получение компенсации, расформирована четыре года назад, а новой так и не создали.

Ненужные вкладчики

По подсчетам экспертов, в крае порядка 30 тысяч человек были обмануты в 1990-х годах организаторами разного рода финансовых пирамид. По этому показателю Ставрополье входит в число наиболее пострадавших регионов. Казалось бы, учитывая количество жертв мошенников, проблема помощи им должна быть на постоянном контроле у краевых и муниципальных властей. Однако в реальности дело обстоит совсем по-другому - на федеральном уровне механизм получения компенсаций начал действовать еще в прошлом десятилетии, однако в крае его до последнего времени включать почему-то не торопились.

- Выплаты пострадавшим вкладчикам практически по всей территории России осуществляются через уполномоченные региональные организации, - говорит заместитель управляющего Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Леонид Мищенко. - И только ваш край выделяется на общем фоне белым пятном. До 2004 года на Ставрополье действовал региональный фонд, однако затем руководство края деятельность этой структуры почему-то прекратило.

Упомянутая Мищенко организация работала в регионе с 1996 года, и помощь через нее успели получить порядка 30 тысяч человек. Однако, по подсчетам московского эксперта, еще примерно 15 тысяч обманутых ставропольцев компенсаций так и не увидели.

- Решение о прекращении нашей работы принимала команда прежнего губернатора, причем мотивов своих действий нам не озвучивали, - утверждает бывший директор ставропольского фонда по защите прав вкладчиков и акционеров Владимир Кузнецов. - Возможно, дело было в занимаемом нами помещении - на него претендовали родственники одного из министров тогдашнего правительства.

Как бы то ни было, сегодня найти в крае государственный орган или общественную организацию, которые признали бы, что работают с вкладчиками, невозможно. От проблемы отмахиваются даже в министерстве труда и соцзащиты, для которого помощь людям является основной сферой деятельности.

Пример соседей

Между тем в соседних со Ставропольем регионах и прием заявлений, и выплата компенсаций происходит исправно. Вопрос решили по-разному - если в Северной Осетии или на Кубани пострадавших граждан ждут в региональных общественных фондах, работающих под патронажем головной федеральной организации, то в Карачаево-Черкесии бремя поддержки обманутых земляков взяло на себя республиканское социальное ведомство.

- У нас людей, имеющих право на компенсацию, не так уж много, в год ее получают не больше десяти человек, - говорит и. о. начальника административно-правового отдела министерства труда и соцзащиты КЧР Людмила Батчаева. - Дело в том, что в реестр пирамид, вкладчикам которых платит федеральный фонд, включены в основном крупные организации, действовавшие по всей стране. У нас же в основном работали небольшие местные аналоги МММ.

Схожие проблемы отмечают и в Северной Осетии. Из 32 мошеннических структур, принимавших вклады на территории республики, в реестр федерального фонда попала 21. Инвесторы, которым не посчастливилось доверить свои кровные остальным одиннадцати, а также граждане, отнесшие мошенникам приватизационные чеки, пока ни на какую помощь со стороны государства рассчитывать не вправе. Однако и без того только за последние два года региональный фонд защиты прав вкладчиков успел раздать землякам почти 14 миллионов рублей, при том, что максимальный размер компенсации не может превышать десяти тысяч на одного вкладчика.

Управляющая республиканским фондом Фаина Битарова надеется на то, что инвесторы, остающиеся пока за бортом государственной поддержки, смогут получить помощь уже в ближайшее время - соответствующие инициативы, по ее словам, вызревают в недрах российского парламента.

Компромиссное решение

Если ожидаемые Битаровой законодательные акты все же появятся и вкладчики лопнувших чековых фондов получат право на компенсацию, проблема с выплатами на Ставрополье может резко обостриться. К тем пятнадцати тысячам человек, которые, по оценкам Леонида Мищенко, не получили денег в рамках существующего порядка, добавится множество "ваучерных погорельцев". Кто будет их обслуживать - принимать документы, направлять заявления в Москву, передавать деньги, - большой вопрос.

В федеральном фонде по защите прав вкладчиков и акционеров очень рассчитывают на недавний указ президента России, которым глава государства привлек дополнительное внимание к проблеме.

- Может быть, инициатива президента так подействовала, или новый губернатор Ставрополья изменил стиль работы подчиненных, но последнее наше письмо с предложением о сотрудничестве наконец-то нашло отклик, - говорит Мищенко.

Впрочем, говорить о существенном сдвиге в решении наболевшего вопроса пока рано - в фонде о возможности воссоздания краевой структуры, поддерживающей вкладчиков, говорят с большой осторожностью. Здесь готовы предложить ставропольским чиновникам компромиссный вариант - если те не готовы выделять ресурсы под краевой фонд, уполномоченные организации предлагается создать на муниципальном уровне, открыв прием заявлений в нескольких городах и районах края. Такая схема увеличит нагрузку на сам федеральный орган, но, по словам Мищенко, это все равно лучше нынешнего положения. Ведь сейчас жители края, нуждающиеся в компенсациях, фактически находятся в состоянии дискриминации - чтобы получить деньги, ставропольцам необходимо ехать в Краснодар или самостоятельно отправлять документы в Москву, однако финансовые возможности позволяют это далеко не всем.

Комментарий

Алексей Селюков, уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае:

- Формально нарушением прав граждан действия краевых властей не являются. Потому что с чисто юридической точки зрения государство ничего не должно обманутым вкладчикам, которые сами принимали решения об инвестировании своих средств в сомнительные предприятия. Однако на федеральном уровне власти поняли свою долю моральной ответственности за безнаказанную деятельность финансовых пирамид и нашли способ хотя бы частично вернуть людям утраченные деньги. И в этой связи позиция правительства Ставрополья, которое до сих пор не сумело создать организационный механизм для передачи федеральных компенсаций жителям края, выглядит странно.