10.09.2008 03:32
    Поделиться

    Уральские правоохранители: Просидеть за решеткой несколько месяцев может и абсолютно невиновный человек

    Задержание подозреваемого. Для сыщика это закономерное окончание следственных действий. Для самого задержанного - начало жизни в неволе. И сильнейший психологический шок, если свободы лишают безосновательно. А случается такое, увы, нередко.

    15 сентября 2007 года жительница Челябинска Надежда Середа, протестуя против очередного повышении цен на продукты, вышла с плакатом "Такой хлеб мне не по карману" к ближайшему продуктовому магазину. То есть, выражаясь юридическим языком, организовала одиночный пикет. Долго протестовать ей не дали: вскоре милиционеры задержали пикетчицу и доставили в Ленинский РОВД. Там дело пошло своим чередом. Несмотря на то, что задержанная беспрекословно сообщила о себе все сведения, предоставила пенсионное удостоверение и удостоверение ветерана труда, ее, словно матерого правонарушителя, сфотографировали в профиль и анфас, сняли отпечатки пальцев, а потом в течение двух часов допрашивали. После чего отпустили, не составив протокол задержания.

    - Задержание и допрос женщины были незаконными, - убежден защитник пенсионерки Андрей Власов. - Во-первых, по административному законодательству задержать человека могут только в том случае, если он нарушил закон или есть основания для соответствующего подозрения. Пенсионерку же и проверять нечего было - согласно закону  "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" разрешения на проведение одиночного пикета не требуется. Кроме того, по закону "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ" снимать отпечатки пальцев у гражданина можно только в том случае, если установить его личность невозможно каким-либо другим путем. Проверить же личность женщины сотрудники милиции могли не только по находящимся при ней документам, но и в компьютерной базе данных.

    От шока, который испытала женщина, за свою жизнь до того ни разу не сталкивавшаяся с правоохранительными органами, у нее даже обострилось давнее нервное заболевание. С иском к Ленинскому РОВД о возмещении морального ущерба и стоимости лечения пенсионерка обратилась в суд.

    С тех пор миновал почти год, но окончательный исход затянувшегося дела еще не ясен. Нет у нас и оснований утверждать, что милиции была поставлена задача любой ценой не допускать подобных проявлений социального протеста. И все же случай этот беспокоит. Ведь в будущем году во всех регионах УрФО намечена монетизация социальных льгот. При этом, скажем, в Свердловской области пользуются сейчас правом бесплатного проезда на общественном транспорте более 900 тысяч человек. Вдруг кто-то тоже запротестует против отмены привычной льготы? Все ли милиционеры помнят, что на этот счет говорит закон?

    Молодой екатеринбуржец просидел в СИЗО девять месяцев до того, как Чкаловский районный суд оправдал его в связи с отсутствием события преступления. Начало рассыпавшемуся впоследствии делу положило обвинение в изнасиловании, заявление о котором написали в милицию две несовершеннолетние девушки.

    Дело было так. Одним летним вечером подружки познакомились с парнями и на их машине отправились вместе на дискотеку. Там пили, вели себя развязно, устроили доморощенный стриптиз. С кем-то из молодых людей, похоже, вступили в половой контакт. И когда пьяные и веселые возвращались утром домой - вдруг испугались: а что скажут мамы? В оправдание и выдумали историю о том, что их изнасиловал молодой человек. Одна девушка впоследствии отказалась от своих показаний, а вторая продолжала настаивать на том, что не только сама подверглась насилию, но и видела, как насилуют другую. Более того, как рассказывает адвокат, на одном из судебных заседаний лжесвидетельница попросила суд заключить молодого человека под стражу, потому что он якобы оказывает на нее давление. Без проверки сказанного ходатайство несовершеннолетней было удовлетворено.

    Суд установил, что следственные действия совершены со многими нарушениями. Следствие, например, не учло, что в справках о медицинском освидетельствовании девушек в городской поликлинике сразу после злополучной ночи зафиксировано полное отсутствие каких-либо патологий и травм. Зато в качестве одного из доказательств виновности обвиняемого предоставлены недостоверные данные судебно-медицинской экспертизы, "обнаружившей" ссадины, кровоподтеки и разрывы. Следователь приобщал к делу и недопустимые доказательства - например, протокол осмотра одного из залов увеселительного учреждения, который даже согласно показаниям девушек не мог являться местом преступления. Предоставил он и заключение биологической экспертизы, сделанное якобы на основании образцов крови потерпевших и обвиняемого. "Якобы" потому, что кровь молодой человек, как было установлено в суде, не сдавал.

    К счастью, адвокатам удалось собрать убедительные доказательства его невиновности. Свидетели и эксперты опровергли мнимые доказательства стороны обвинения и показания легкомысленной девушки, испугавшейся маминого выговора. Парень потерял почти год жизни. Но правда все-таки восторжествовала. Хотя, прокурор, ведший дело от начала до конца, новое уголовное дело против лжесвидетелей не возбудил.

    Прямая речь

    Василий Половка, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Уральского юридического института МВД России:

    - В своей практике, исполняя обязанности начальника УБОП в Каменске-Уральском, я ни разу не встречал случаев незаконного задержания людей. Всегда на то имеются основания. К вам могут подойти проверить документы, если вас в чем-то подозревают, и отвести в отдел милиции, если невозможно определить вашу личность. Но просто так вас никто не задержит. И судья никогда не продлит срок содержания под стражей, если у него нет веских на то оснований. Нужно понимать, что кроме открытых данных в судебном заключении есть засекреченная оперативная информация (показания свидетелей, потерпевших, вещественные доказательства и другие), которую судья изучает, но не имеет права озвучивать, - она и может быть тем самым доказательством неправомерных намерений обвиняемого.

    Андрей Куликов, адвокат, кандидат юридических наук:

    - Нужно знать, что делать, если вас задержали. В первую очередь требуйте адвоката - либо по назначению, либо вашего знакомого. Лучше, конечно, если у вас есть свой семейный адвокат, которому вы абсолютно доверяете. Без адвоката не давайте никаких показаний! Волнуясь, вы можете что-то перепутать, сказать неточно - и потом ваши слова обернутся против вас. В соответствии с 51-й статьей Конституции РФ вы имеете право не давать показаний против себя и своих близких (или про себя - где вы были, что делали, что думали). А уж если вы решились дать какие-либо показания, внимательно прочтите текст, написанный с ваших слов, прежде чем его подписывать.

    В отделении вас имеют право держать не больше трех часов. До двух суток могут задерживать, только если вы подозреваетесь в совершении преступления. Допрос без перерыва, в рамках уголовного дела, может продолжаться не больше четырех часов, а в ночное время он запрещен. Чем лучше вы знаете свои права, тем сложнее будет правоохранительным органам совершать незаконные действия.

    И если, не дай Бог, к вам применили насилие - зафиксируйте все побои! Если вы находитесь в местах задержания, врач должен зафиксировать имеющиеся у вас телесные повреждения в специальных документах.

    Справка "РГ"

    В 2007 году в Свердловской области 388 человек оправданы по решению суда. Кроме этого, еще до приговора суда 81 человек освобожден из-под стражи, а по приговору освобождены 1282 человека. Уголовные дела были прекращены в отношении 7880 человек. Общее же количество осужденных по приговору суда - 40087.

    Поделиться