В Калининграде всерьез взялись за ликвидацию аварийного жилья. Строительный бум дал возможность сдвинуть городскую очередь на социальное жилье, десятилетиями стоявшую на месте.
Душ из тазика
В Калининграде нет такого понятия, как "аварийный район": трущобы разбросаны более-менее равномерно по всему городу. Нет официально и такого понятия, как "ветхое жилье". Есть аварийное, которое представляет угрозу жизни человека. И есть непригодное для постоянного проживания (по объему, конструктивным особенностям и так далее). Отсутствие же, к примеру, унитаза не является основанием для признания жилья непригодным - это отсутствие благоустройства.
Один из аварийных домов находится на улице Гагарина, 64-66. Туда и отправились корреспонденты "РГ", чтобы посмотреть, как живут люди, которые всю жизнь простояли в очереди на улучшение жилищных условий. Одноэтажный немецкий домик с мансардами с первого взгляда - непритязательный, но крепкий. При ближайшем же рассмотрении видно, что эта довоенная постройка - полная развалюха. Однако живут в ней шесть семей, причем не алкаши какие-нибудь, безнадежно запустившие свое жилище, а люди вполне добропорядочные. Просто дом отжил свое. Аня Брызгалина, которая родилась и выросла в этой "вороньей слободке", рассказывает о своем житье-бытье без надрыва и обреченности, хотя удивительно, что люди так живут в центре города в XXI веке.
- Газ привозной, так что горячей воды из крана нет. Моемся в тазиках, - говорит девушка. - Проводка газа в дом стоит 170 тысяч рублей, но мы даже и не помышляем об этом - откуда у нас такие деньги? Топим углем. Но это полбеды, главное - стены. Они очень трухлявые. Соседка начала потолок делать, так он ей на голову упал. Бывали у нас всякие комиссии, говорили о том, что нет смысла дом ремонтировать.
Аня сопровождает меня на второй этаж, куда и заходить-то опасно. На лестничной площадке, где пара дверей ведет в мансардные квартирки, полумрак. Света, проникающего через щели в крыше, хватает, чтобы разглядеть на стене электрощиток, который, как выяснилось, не раз заливало водой, отчего случались и возгорания. Как дом не сгорел - остается удивляться. Люди здесь не просто дискомфортно живут - они сидят на пороховой бочке.
Продать землю - купить квартиру
Что же делать городу с семьей Брызгалиных и другими "аварийщиками"? До недавнего времени власти не предпринимали ничего - не было денег. В 2004 году была сделана попытка подробного анализа аварийного жилья. И была принята даже специальная программа, но и чиновники, и депутаты понимали, что при скуднейшем финансировании ремонт затянется на долгие и долгие годы. Сегодня ситуация изменилась, и проблема решается двумя способами: через привлечение бюджетных средств всех уровней и через использование внебюджетных источников финансирования.
Что касается первого способа, то городу придется по большей части рассчитывать на собственные ресурсы. Министр регионального развития России Дмитрий Козак на днях заявил, что "около 240 миллиардов рублей, выделенных на ликвидацию аварийного жилого фонда в стране, - это только 15 процентов от реальных потребностей". По его словам, в этом вопросе приоритет должен быть у муниципальных властей. Поэтому в расходной части финансирования на 2009 год администрацией Калининграда будут предусмотрены денежные средства для приобретения квартир с целью расселения жителей аварийных домов, расположенных на территории города Калининграда (около 36 миллионов рублей).
Но второй метод представляется более эффективным: это введение в хозяйственный оборот инвестиционно привлекательных земельных участков, на которых расположен жилищный фонд, признанный аварийным, на основе публичных конкурсных процедур. В Калининграде все острее ощущается нехватка территорий, пригодных под жилищное строительство. И этот минус может обернуться плюсом при решении проблемы аварийного жилья. Инвестор будет готов заплатить какие угодно деньги за земельный участок на аукционе, чтобы иметь возможность строиться. То есть, чем меньше будет в городе свободной земли, тем больше шансов у "аварийщиков" на переселение в новостройку за счет муниципалитета. Город продает землю, получает за это деньги, на которые покупает квартиры.
Этой зимой впервые за несколько последних десятилетий калининградские очередники получили квартиры, часть из них выделена семьям, проживающим в аварийных домах и нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья.
Новоселье с аукциона
Депутаты горсовета Калининграда приняли адресную программу по сносу и реконструкции многоквартирных домов. Одна из "горячих точек" - Чкаловск. В июле 2008 года в этом поселке была проведена праздничная акция, приуроченная к завершению второго этапа выполнения договора о сносе аварийного жилья с одновременным возведением новых домов. В 55-квартирный дом въехали не только дольщики, но и 8 семей, переселенных из аварийных домов в рамках реализации муниципальной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда города Калининграда на 2005-2010 годы". Планируется, что до 2010 года в поселке получат новые благоустроенные квартиры жители 26 аварийных домов. Все дома сдаются раньше назначенного срока на 3-6 месяцев. Этот проект осуществляется в несколько этапов. Первый этап - строительство пяти многоквартирных жилых домов по улице Беланова - закончен в прошлом году. В июне нынешнего введен в эксплуатацию последний, четвертый дом второго этапа по улице Горбунова.
В августе этого года проведен аукцион по расселению жителей аварийных домов по проспекту Мира. Нежилые отдельно стоящие здания и земельный участок, расположенные по адресам: проспект Мира, 89-89а, проспект Мира, 91-91а, проданы на аукционе за 36,5 миллиона рублей. На расселение жителей 16 квартир, которые еще в прошлом году переехали в благо-устроенное жилье, из городского бюджета было затрачено 26 миллионов рублей. Значит, оставшиеся 10 миллионов можно пустить на те же цели - приобретение жилья для "аварийщиков".
Калининградские власти намерены решать проблему ветхого и аварийного жилья также комплексным развитием городских территорий. Так называемое точечное строительство в Калининграде сворачивается, в планах администрации - освоение значительных территорий, на которых найдется место и для жильцов старых домов.
Год назад на брифинге для журналистов бывший мэр города Юрий Савенко говорил о том, что проблема с "аварийщиками" будет решена до 2012 года. Сейчас называется уже другая цифра - 2018 год: сегодня в городе имеется муниципальная адресная программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу в городе Калининграде на 2009-2018 годы". Есть также адресная программа переселения из аварийного жилищного фонда. Обе они сейчас пересматриваются по поручению главы администрации города Феликса Лапина. Но в любом случае, по предварительным прикидкам, для решения проблемы понадобится почти 3 миллиарда рублей. Возможно, цифры поменяются. Но как бы медленно ни шел процесс, он идет, и уже одно это дает надежду Ане Брызгалиной, ее соседям по дому и тысячам их товарищей по несчастью.
Татьяна Швырялкина, начальник отдела городских жилищных программ администрации Калининграда:
- Наибольшая доля многоквартирных домов города - это малоэтажные, до трех этажей, довоенного года постройки и такие, в которых срок эксплуатации основных несущих конструкций, внутридомовых инженерных сетей достиг предела. Основная проблема такого фонда - его изношенность. В настоящее время нарастающий износ существующего жилищного фонда не покрывается динамикой ввода жилья. На 1 января 2008 года объем жилищного фонда города составляет 9278,1 тысячи квадратных метров. Всего жилищный фонд Калининграда, признанный непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу, - 60,7 тысячи квадратных метров, где проживает 1007 семей (2612 человек).
Кстати
Проблема с аварийным жильем в областном центре стоит очень остро: в городе сегодня насчитывается 102 аварийных дома общей площадью 21,8 тысячи квадратных метров. Проживает в них 435 семей (это более 1100 человек). Кроме того, есть еще и так называемые непригодные для проживания жилые помещения. Их - 194 общей площадью 38,9 тысячи квадратных метров, на которой живут 572 семьи (больше полутора тысяч человек).