Алексей Кудрин пообещал снять все спорные вопросы по налогам за пару недель

Вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин презентовал проект Бюджетной стратегии до 2013 года на заседании бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей.

Алексей Кудрин по-прежнему определенно против снижения налога на добавленную стоимость, РСПП - определенно "за". Министерству экономического развития ближе позиция бизнеса. Впрочем, некоторое движение навстречу после вчерашней встречи стороны все же продемонстрировали.

"Мы считаем необходимым рассмотреть предложения о снижении налогов на нефтегазовый комплекс", - вроде бы пошел на уступку глава минфина. Но тут же добавил: "Но в комплексе со всеми остальными налогами". Иными словами, Алексей Кудрин предложил оппонентам не трогать НДС - самый стабильный источник доходной части бюджета. Но обещал подумать, как дать побольше заработать углеводородному сектору. По прогнозам, темпы развития нефтегазового комплекса будут снижаться, если государство не примет превентивных мер.

Алексей Кудрин признал, что, начиная с 2003 года, на нефтяников и газовиков легло большее налоговое бремя, чем на остальные сектора экономики. Если в среднем в России доля налогов в ВВП составляет 35 процентов, то так называемые "ненефтегазовые" отрасли платят лишь 29,3 процента. Разницу покрывают нефтяники и газовики. И это тормозит развитие их предприятий.

Алексей Кудрин подчеркнул, что за последние 8 лет в нашей стране произошло беспрецедентное снижение налогов. Но, если продолжать в том же духе и дальше, в перспективе это может привести к ухудшению макроэкономической ситуации.

Глава минфина заявил, что своей целью он видит "восстановление макроэкономической стабильности". А она, цель, очевидно, не предполагает новых налоговых льгот.

В то время, когда Алексей Кудрин делал это заявление, российские фондовые индексы в очередной раз драматически просели, и это обстоятельство явно добавило веса и без того более чем существенной позиции первого вице-премьера.

Президент РСПП Александр Шохин вышел к журналистам много позже вице-премьера. Очевидно, члены бюро работали над проектом решения. В результате из него был исключен первый абзац, содержавший такие определения в адрес Бюджетной стратегии, как "неприемлемая" и "ставящая под угрозу". По существу же ни одно из замечаний РСПП в ходе обсуждения на бюро снято не было.

Александр Шохин высказался в том смысле, что в Бюджетной стратегии РСПП устраивает пятнадцатилетний горизонт планирования. Но, судя по всему, открывающаяся экономическая перспектива не вызывает у крупного бизнеса особого энтузиазма.

"Мы категорически против того, чтобы проблему пенсий решать за счет работодателей", - заявил Александр Шохин. Он предложил передать часть государственных активов - акций госпредприятий и госкорпораций - Пенсионному фонду, чтобы он управлял ими на рынке. А в исключительных случаях - проводить частичную приватизацию таких гигантов, как, например, "Транснефть", "Роснефть", "Газпром". И таким образом решать проблему дефицита пенсионных денег, а не вводить для этого новые целевые налоги.

Кроме того, по мнению Александра Шохина, неубедительно прописана в Бюджетной стратегии и налоговая политика. Алексей Кудрин уверен, что она должна быть "нейтральной", то есть одинаковой по отношению ко всем отраслям экономики. В то же время в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, подготовленной минэкономразвития, предполагается, например, стимулирование инноваций. Снижение налогов при достижении этой цели - один из немногих действенных механизмов.

Александр Шохин считает необходимым так скорректировать оба этих документа, чтобы они не противоречили друг другу.

Этот спор о налогах и вообще о будущем экономики страны длится уже не один месяц. В августе премьер-министр Владимир Путин дал минфину и минэкономразвития четыре недели на то, чтобы преодолеть противоречия. Но пока, судя по всему, поставленная задача не выполнена. Впрочем, Алексей Кудрин обещал за оставшуюся пару недель снять спорные вопросы. Александр Шохин менее оптимистичен. Он полагает, что вопрос о снижении или неснижении НДС будет решаться на политическом уровне.