Чем обернется для экономики России независимость Абхазии и Южной Осетии?

Экономики Абхазии и Южной Осетии вскоре могут плотно интегрироваться в экономику России. Что это даст простым россиянам и стране в целом?

Абхазия: тихое счастье "Олимпстроя"

Экономика Абхазии сегодня разрушена - конечно, не в такой степени, как экономика Южной Осетии, но очень существенно. Пока там отдыхает незначительное число туристов, и оттуда зимой поступают дешевые мандарины. Это все. Но потенциал Абхазии очень велик.

Сначала - о туризме. Черноморское побережье России - узкая полоска суши, прижатая к морю горами. Уже сегодня здесь очень тесно. Безумно дорогая земля, узкие транспортные ходы - отсюда высокие цены на отдых, нехватка билетов...

В Абхазии намного свободнее - горы не так "давят". Здесь и климат получше, нежели в Сочи. Недаром абхазские курорты в советское время были популярны и у нас, и у иностранцев: достаточно сказать, что Сталин, "основатель" Сочи, сам предпочитал отдыхать в Абхазии. Есть и горные курортные зоны. Причем развитие их рекомендовал сам Сталин, отдыхая у озера Рица в 1948 году.

Но главная проблема курортной индустрии Абхазии - старые отели, которые не ремонтировались с советских лет, да еще изрядно потрепаны в годы военных конфликтов. Как только в Абхазии появится грамотное земельное и инвестиционное законодательство, сюда хлынет поток инвесторов из России. И эти инвесторы принесут не только деньги, на которые будут построены современные "коробки" зданий, но и принципы грамотного управления отелями, приема туристов, с чем сейчас в Абхазии просто беда.

Кроме того, в Сочи уже появились настоящие спецы лечебного отдыха. Прибыв в Абхазию, они обнаружат здесь запасы грязей и минеральных вод, на которые так бедна земля севернее Адлера.

Проще будет решать и транспортную проблему. Если сегодня поезд тащится по узкой ветке через Туапсе или Новороссийск, то завтра интеграция Абхазии позволит кинуть ветку из Карачаево-Черкесии на Сухум, которую можно закольцевать с Сочи. Тем более физически дорога есть, по ней просто редко ездят поезда в силу экономической блокады Абхазии, ее останется только отремонтировать. В итоге мы получим больше поездов и более дешевые билеты.

Теперь - о других секторах экономики. Абхазы смогут больше выращивать своих мандаринов, если получат из России технологии и инвестиции, ведь даже "дедовскими" способами и без финансовой поддержки они выращивают их очень много. Резко может пойти в гору виноделие с чаеводством.

Наконец, республика сможет начать развивать горную индустрию. Весь российский Северный Кавказ страдает от нехватки воды. Запасы пресной воды Абхазии считались в СССР самыми существенными. Более того, недавно проведена международная экспертиза ее качества, и признано, что она едва ли не лучшая в мире.

Горы богаты рудами цветных металлов. Это свинец и цинк, молибден, барит, никель и вольфрам, медь, серебро. Их никто и не думает разрабатывать: в советское время эти месторождения законсервировали и даже засекретили, а потом было не до того. Кстати, данные геолого-разведочных работ после распада СССР оказались в Грузии, но российским специалистам удалось восстановить утраченные секреты.

Там же, в горах, - десятки миллионов тонн высококачественных коксующихся углей. Из этого богатства разрабатывается лишь одно месторождение. Не тронуты пока залежи строительного камня, туфа, кварца, мрамора. Появление столь серьезных ресурсов на российском рынке стройматериалов позволит снизить цену на них и в конечном счете - на жилье.

Если по поводу жилья это скорее гипотетическое воздействие, то вот "Олимпстрою" без абхазских стройматериалов точно не обойтись. Но и "Олимпстроем" дело не исчерпывается - два года назад Москва и Сухум заключили договор о поставках стройматериалов в Москву для метро.

Закончим наш обзор нефтью - она сосредоточена на шельфе вблизи границы с Грузией. К этим месторождениям уже есть интерес ряда российских компаний. Так, "Газ пром" рассматривает проект трансабхазского трубопровода, есть у некоторых компаний желание создать и нефтяной терминал в абхазском порту Очамчира.

Южная Осетия: встающая из руин

На эту автономную область махали рукой в последние советские годы, в годы "непризнанности" ситуация, в том числе военная, была здесь тяжелее, чем в Абхазии, а последняя война разрушила то немногое, что оставалось. Бюджет Южной Осетии - всего миллиард российских рублей. Однако потенциал ее также очень велик - просто реализовать его выйдет дороже и сложнее.

Начнем опять же с туризма. В советские годы специалисты по оздоровительному туризму еще в 1930-х обращали серьезное внимание на курорт Джава. К сожалению, его освоение было заброшено в 1970-х годах. Однако сейчас, вероятно, самое время взяться за него, и дело тут опять же в способности югоосетинских властей выстроить грамотную имущественную и инвестиционную политику. К тому же опыт соседней Северной Осетии показывает, что потенциал оздоровительного туризма может быть востребован и в Южной Осетии.

Однако главное, что может дать Южная Осетия, - это создание первого на Северном Кавказе металлургического комплекса полного цикла. Ведь там, как и в Северной Осетии, сосредоточены крупные запасы руд цветных металлов, особенно свинца и цинка. Но что-то удобнее добывать в Северной Осетии, что-то в Южной... Объединение потенциалов двух регионов способно привести к взрывообразному развитию. Кстати, схожий металлургический проект был разработан еще в 30-е, затем в 50-е годы, но заброшен, и реализовывать старые советские планы придется, видимо, уже современным "капиталистам".

Не осталась в стороне от экспертов и транспортная проблема. И именно Южная Осетия может стать кратчайшим путем из России в Закавказье. В советские годы ветку хотели бросить через восточную часть Южной Осетии. Сейчас, по нашим данным, проект трансформирован: ветка может пойти до Цхинвала, а оттуда на Тбилиси дорога уже есть. Но вот будет ли что по ней возить, зависит, естественно, не только от экономистов.

Угрозы и риски

Конечно, потенциал - всего лишь возможность. Риски тоже велики. Но главного риска - иметь в год проведения Олимпиады под боком у Сочи непризнанную республику - мы уже избежали. Остается надеяться, навсегда.

Из оставшихся угроз (сейчас не будем говорить о большой политике - об этом сказано достаточно) самая существенная - способность властей Абхазии и Южной Осетии вести грамотную экономическую политику. Было бы желательно, чтобы их деловое законодательство было максимально приближено к российскому. Абхазское руководство уже делает серьезные шаги, открывая свою экономику для российских инвестиций, снижая налоги и упрощая административные режимы. Конечно, говорить об этом в отношении Южной Осетии, только что пережившей войну, еще рано, но и времени на раскачку нет.

Пожалуй, есть еще одно: возможный конфликт местных элит с деловыми людьми из России. Бизнес всего мира, в том числе российский, зачастую ведет себя грубо, а ведь в республиках есть свои бизнесмены, которым это может не понравиться. Ликвидация этого риска - в грамотной политике. Бизнесмены, идущие в эти непростые, пережившие горе и унижения регионы, должны понимать, что действовать им надо предельно корректно.