Томас Хаммерберг обнародовал доклад по ситуации в Южной Осетии

Восьмого сентября комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммерберг придал гласности свой доклад, который он составил после поездки в Россию, включая Северную Осетию, а также Южную Осетию и Грузию, в конце августа по следам происшедшего там трагического военного конфликта.

Этот доклад ожидался с большим интересом, поскольку Хаммерберг - высшее лицо Совета Европы, которое имеет полномочия определить, что произошло, каков уровень страдания людей и каково нарушение их базовых прав начиная с права на жизнь, которое было совершено в ходе этого конфликта.

Господин Хаммерберг подчеркивал сразу же, что он не будет касаться политической стороны данного вопроса. И это совершенно правильно, потому что миссия омбудсмена - это не политическая миссия, а миссия человека, который должен заботиться о том, чтобы базовые права, которые зафиксированы в документах, являющихся базовыми для Совета Европы, соблюдались.

Думаю, что мне судить о том, насколько точен и объективен данный доклад, и просто, и сложно. Просто - потому что я сопровождал Хаммерберга в его поездке по территории Российской Федерации. Был одновременно с ним в Южной Осетии, поскольку там много российских граждан, и разбирался с тем, насколько были нарушены их права в ходе грузинского вторжения. Сложно - потому что я не сопровождал комиссара в ходе его поездки по собственно грузинской территории, а посетил он Гори, Коти и Тбилиси, где встречался с соответствующими официальными и неофициальными лицами.

Со всей определенностью могу сказать, что те вопросы, которые затрагиваются в докладе применительно к визиту Хаммерберга по Южной и Северной Осетии, весьма объективно и адекватно представляют ситуацию, которая сложилась в этих районах, выдержанны, очень грамотны и в сдержанных тонах. Вместе с тем совершенно очевидно из его доклада, кого он считает инициатором этого конфликта, кто обстреливал мирные дома и мирное население в Цхинвале. Кто в ночь с 7 на 8 августа напал на российских миротворцев и стал причиной гибели людей, которые вместе с грузинскими миротворцами должны были как раз заниматься решением проблем поддержания мира и разъединением конфликтующих сторон.

Господин Хаммерберг сосредоточился прежде всего на вопросах, связанных с тем, что данный конфликт привел к огромному количеству беженцев и переселенных лиц. И право на возвращение этих лиц является одним из базовых прав человека. Причем это право не должно зависеть ни от каких этнических, национальных или иных прав. Люди, которые были лишены своего жилья, должны получить его или в том же самом месте, или, если это невозможно, в тех местах, где будут достигнуты договоренности между ними и реально действующими властями.

При этом комиссар справедливо говорит, что это право должно очень тесно сочетаться с правом людей на безопасность. Ведь конфликт резко обострил межэтнические отношения. Поэтому задача властей и различного рода гуманитарных институтов состоит в том, чтобы люди не просто вернули свое жилье и оказались в тех местах, где они жили раньше, все это должно сочетаться с базовой проблемой безопасности. Зачастую это требует времени и серьезных усилий. Но этот базовый принцип должен быть реализован, и я в этом отношении разделяю точку зрения комиссара. Хотел бы отметить, что в докладе содержится ссылка на то, что везде, где он был, стороны выразили свое согласие с этой точкой зрения.

Большое место в докладе занимает проблема, связанная с как можно более оперативной скоординированной ликвидацией различного рода взрывчатых веществ, бомб, мин и других объектов, оставшихся в результате военных действий. Естественно, решение этой проблемы является предпосылкой для мирного возвращения граждан.

Господин Хаммерберг обстоятельно затрагивает проблему различного рода насильственных действий, грабежей и поджогов домов, которые сопровождали военные действия в различных зонах, а также в буферной зоне между Цхинвалом и грузинской деревней Каралети. Особенно он останавливается на поджогах, связанных с действием различного рода неустановленных групп лиц в деревнях, которые находятся к северу от Цхинвала и были населены в большинстве своем грузинским населением.

Основным источником этих действий он называет различного рода группы мародеров и, как он говорит, местной милиции. Думаю, что следовало бы в данном случае более точно формулировать свои суждения, поскольку виновные в данных преступлениях, которые, несомненно, заслуживают однозначного осуждения, пока точно не установлены.

В докладе рассматриваются проблемы обмена военнопленными и задержанными лицами. Надо сказать, что комиссар Совета Европы активнейшим образом занимался в ходе своей поездки такой оперативной дипломатией, направленной на то, чтобы менять задержанных людей, и преуспел в этом. Как он пишет, большую помощь ему оказали в этом уполномоченные по правам человека в России, Южной Осетии и Грузии. Однако он справедливо отмечает, что пока нельзя сказать, что этот процесс завершен, и эти усилия следует продолжать. Ведь каждая сторона теоретически может задерживать некоторое количество лиц, предполагая, что другая сторона делает то же самое. Так что с этим вопросом следует покончить в благоприятном смысле этого слова как можно быстрее.

Уполномоченный также говорит, что необходимо наращивать международные усилия для того, чтобы помогать людям. Здесь он очень справедливо, комплементарно высказывается о действиях наших спасателей, прежде всего из министерства по чрезвычайным ситуациям, и говорит о том, что на грузинской стороне вопросы гуманитарной помощи решаются значительно сложнее и менее эффективно.

В целом доклад производит впечатление серьезного и обстоятельного документа. Он далек от тех образцов дешевой политической пропаганды, напоминающей самые яркие времена "холодной войны", которые мы в изобилии наблюдали в первые дни после того, как грузинская армия обрушилась на миротворцев из Цхинвала. Думаю, что этот документ сможет стать серьезным вкладом в дальнейшую практическую работу по улучшению гуманитарной ситуации в зоне недавно происшедшего трагического конфликта.