Из олимпийского Пекина вернулись не только наши спортсмены, но и артисты, которые во время Олимпиады поддерживали нашу команду. Корреспондент "СОЮЗа" встретился с художественным руководителем и режиссером классической программы "Дома друзей Олимпиады" Евгением Понасенковым. Разговор, впрочем, начался не со спорта, а с внешней политики, с такой актуальной темы, как последствия агрессии Грузии против Южной Осетии.
- Евгений, вы по первому образованию историк и автор нескольких монографий по дипломатии: скажите, какие, на ваш взгляд, последствия кавказских событий следует ожидать и какие выводы мы должны сделать.
- Выводы очевидны: любой, даже локальный спор, как лакмусовая бумажка, подтверждает, что Россия до сих пор во многом воспринимается как чужак в странах Западной Европы и США. Так происходит с восемнадцатого века, когда Россия стала активным игроком на европейской арене. В такой ситуации, я уверен, необходимо вести постоянную работу по разъяснению позиции России за рубежом: только так мы сможем поколебать стереотипы отношения к нам на Западе. Особый акцент надо сделать на публикацию соответствующих статей, книг, выпуск документальных фильмов об истории и современности России на европейских языках. А если возвращаться к выводам, я предполагаю, что вся логика ситуации говорит о том, что в недалеком будущем Россия и ее ближайшие соседи организуют интеграционное сообщество, и, таким образом, мы вступим в новый вариант геополитической ситуации. Вернее, эту новую геополитическую ситуацию мы закрепим фактически и документально. Ведь основа такого сообщества уже есть - это Союзное государство Беларуси и России.
- Евгений, как сочетается классическая музыка и спорт, почему вдруг опера и балет оказались на Олимпиаде?
- На самом деле это просто возрождение древнегреческих традиций, когда параллельно со спортивными состязаниями на Олимпиадах непременно проходили смотры поэтов, певцов, кифаредов и танцоров.
- А какие памятники китайской старины произвели на вас наибольшее впечатление?
- Я под большим впечатлением от старинного парка Бэйхай, который стоит как бы на холме в форме веера, а вокруг него огромное озеро с метровыми лотосами по берегам. Совершенно изумительное место - летняя резиденция императоров: туда ездил вместе с нашей великой балериной Дианой Вишневой и феноменальной меццо-сопрано из Большого театра Светой Шиловой. Диана стала крутить фуэте на самой вершине горы - у буддийского храма, а мы со Светой не смогли удержаться - и запели в одном из гротов: там была невероятная акустика. Но мы так загулялись, что чуть не опоздали на выступление на приеме президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева: приехали буквально за десять минут до выхода, но зато выступали с особенным вдохновением. А после концерта - на банкете, когда мы с Дианой пошли на танцпол, оркестр заиграл знамений фокстрот "Дружба" - так мы от приподнятого настроения снова взобрались на сцену и пропели "Веселье час и боль разлуки готов делить с тобой всегда..." Такая была в нашей олимпийской резиденции атмосфера, что даже балерины запели! А наши эстрадники перешли на импровизацию, причем без фонограммы: Филипп Киркоров, например, воодушевившись, спел почти сольный концерт вот так же, как и мы. Потом мы уже были на сцене все - и артисты, и спортсмены, и политики: запел даже чемпион мира по хоккею Саша Овечкин.
- Как вы проводили время в Олимпийской деревне?
- Мы очень много общались. Олимпийские игры - это состязание друзей, и мы ощущали дружеские чувства спортсменов всех сборных, а, например, к белорусской сборной мы приходили вообще, как к своим. Могу засвидетельствовать, что все наши болели за белорусов, как за своих, да и медали считали общим весом.
- Какой из спортивных моментов вам запомнился больше всего?
- Могу однозначно сказать: момент, когда Лена Исинбаева поставила второй мировой рекорд, и даже не самый этот момент взятия высоты, а та сцена, когда она готовилась, собиралась с духом, концентрировалась, закрывшись перед прыжком от всех пледом прямо на стадионе. И конечно, потом была незабываемая встреча, когда она приехала уже отмечать медаль.