Праздник, кстати, и назывался по имени этого греческого бога, единственного, кто воплотил в мифологии настоящего ремесленника.
30 кузнецов из шести сибирских городов и гости из Санкт-Петербурга за четыре дня не только показали свое умение, но и дали мастер-классы всем желающим.
А таких оказалось предостаточно. Очередь стояла к каждому из 15 горнов, установленным вкруговую. А в центре - настоящая скульптура (иначе и не назовешь такую красоту) - выкованное из металла дерево с застрявшими в ветвях мячами и жуком-оленем, притаившемся у корней. Работа Валерия Кондратьева, возглавляющего иркутское региональное отделение Союза кузнецов России, поражает. Художнику удалось передать трепет листьев на ветру, они легкие, невесомые, кажется, сейчас оторвутся и улетят в пронзительно красивую сибирскую осень.
Горожане, которые и простой молоток в руки берут крайне редко, под руководством Виктора Смирнова ковали гвозди, азартно размахивая трехкилограммовыми молотами.
- Здесь главное - сосредоточиться, - напутствовал мастер корреспондента "Российской газеты". - Я разогретую заготовку держу, переворачиваю, а ты бей в одно и то же место, на мои движения не отвлекайся, но при этом успевай наблюдать, что получается, чтобы силу удара соразмерять - где посильнее, где послабее.
Когда бесформенный кусок железа превратился в некое подобие гвоздя, приступили к шляпке. Тут пришлось постараться, а руки с непривычки уже просто отваливались, но вот последние несколько ударов, и мой неуклюжий и кривоватый, но сделанный своими руками гвоздь уже с шипением остывает в баке с водой.
У соседнего горна расположилась династия кузнецов Сливко из Ангарска - Виктор Алексеевич, член кузнечной академии России, и два его сына - Антон и Павел.
- Я уже 16 лет занимаюсь кузнечным искусством, и сыновей с малолетства к нему определил - поделился глава семейства. - Дело это требует не только художественного дара, чтобы воплотить задуманное, но и хорошей физической подготовки. Суеты не любит, поэтому любители похватать по верхам уходят сами, а вдумчивые и терпеливые люди остаются. Здесь и специализация своя у каждого - есть оружейники, есть те, кто предпочитает художественную ковку.
Чтобы от первого Иркутского международного фестиваля кузнечного ремесла осталась память, мастера соорудили настоящую русскую избушку и украсили ее кто чем мог - получилось симпатично и весело. И кот, сыто прикрывший хитрющие глаза напротив печки (а на ней и горшок со щами, и самовар с сапогом), и круглоглазая сова-всезнайка в очках над окошком, и лиричные подсолнухи, и кадка с водой и ковшиком на металлической цепочке.
- Я над пауком, который крадется с ножом и вилкой к мухе, застрявшей в паутине, месяц работал, - вспоминает Павел Сливко. - Причем, обошелся без единой сварки - только заклепки использовал.
К завершению фестиваля кузнецы украсили печь в избушке своими именными эмблемами - картушами. Они решили, что праздник огня и металла на иркутской земле станет традиционным и пообещали на следующий год приготовить еще не один сюрприз.