Школы Челябинской области не могут справиться с новыми требованиями к медпунктам

Директора большинства школ не смогут выполнить требования Роспотребнадзора - увеличить площади медицинских пунктов.

Учение без лечения

- По новым требованиям в каждом среднем учебном заведении должно быть не менее двух медицинских кабинетов: для приема детей и процедурный, - сообщила "РГ" начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения Роспотребнадзора по Челябинской области Елена Мурашова. - Эти правила уже вступили в действие, но мы дали школам отсрочку на один год.

Однако далеко не все директора школ уверены, что и через год выполнят требования Роспотребнадзора. Разумеется, в медпунктах есть все необходимое: весы, динамометр, ростомер, средства для оказания первой помощи, носилки, фонендоскопы, шкафы для стерилизации инструментов. Но найти дополнительные площади для медиков школы не в состоянии.

- Зданию школы 43 года. Изначально здесь был только один кабинет врача, - рассказывает директор физико-математического лицея N 31 Александр Попов. - Нет у нас места под второй кабинет. Мы должны учить детей, а лечением пусть занимаются профессионалы, в поликлиниках.

Зеленка на подоконнике

Начальник управления образования администрации Челябинска Александр Кузнецов считает, что новые требования должны предъявляться только к новым школам, построенным по современным типовым проектам.

- Закрывать учебные заведения, в которых только один врачебный кабинет, не станут, - заявил Александр Кузнецов.

В школе N 7 Магнитогорска, построенной в 1974 году, учатся 679 человек. В былые годы, точнее во второй половине 1970-х годов, здесь насчитывалось более трех тысяч учеников, хотя здание рассчитано на полторы тысячи мест. Школьный медпункт на втором этаже и состоит из двух маленьких комнат - процедурной, она же приемная, и кабинета врача. Был и зубной кабинет, куда приезжали врачи из детской стоматологической клиники.

- Мы переведем медпункт в новое помещение, - сообщила "РГ" директор школы Нина Жукова. - По новым требованиям медицинские кабинеты должны располагаться на первом этаже, рядом с санузлом. Выделяем целый класс, площади нам это позволяют, разделим его на две половины. Есть идея и зубной кабинет восстановить.

Вообще же в городских школах зубные врачи большим спросом сейчас не пользуются. Родители предпочитают водить детей в частные клиники, где обеспечат качественное обезболивание и поставят пломбы из современных прочных материалов. Дантист в городской школе необходим для планового осмотра - чтобы проверить состояние ребячьих зубов и выписать, если понадобится, направление в клинику.

Врач на полставки

Но даже если во всех школах найдутся дополнительные площади для врачей, они не будут использоваться полноценно. Почти все школьные медработники - штатные сотрудники близлежащих поликлиник. По нормам ставка фельдшера полагается школе, где учатся более 800 детей. А таких в области только 10 процентов. Поэтому чаще всего медики приходят к детям на несколько часов. В остальное время мазать зеленкой разбитые коленки или выдавать таблетки захворавшим школьникам некому. В итоге работа школьного врача сводится к тому, чтобы осенью измерить рост и вес учащихся, завести личные карточки, проверять в течение года меню в столовой, следить за хроническими больными и участвовать в прививочных кампаниях. Когда врача в школе нет, первую помощь детям оказывают педагоги.

Только 20 процентов южноуральских школ имеют два или более медицинских кабинетов

- Но медицинский работник необходим в школе с утра до вечера, если школа учится в две смены, - возражает Любовь Рыкун, заместитель главного врача по поликлинике ДГБ N 1 Челябинска. - У детей могут возникнуть любые неожиданные жалобы на здоровье, и педагог им помочь не сможет, тем более если понадобится экстренная помощь при травме. В идеале школьный врач должен осматривать ребят перед уроками физкультуры, проверять готовность к физическим нагрузкам. Санитарно-просветительская работа, постоянный контроль за пищеблоком - это все функции медика. Но у нас большинство фельдшеров работают на две школы. Нормы, конечно, надо пересматривать.

- У нас три кабинета, смотровой, процедурный и личный для врача, все по современным нормам, - говорит директор только что открывшейся школы N 2 в Еманжелинске Марина Легедь. - Но у нас чуть больше 400 учеников, и врач положен только на полставки, точнее на три дня в неделю.

Универсальный доктор

В самом выигрышном положении оказались самые крохотные школы - малокомплектные.

- В одном здании у нас и школа, и фельдшерско-акушерский пункт, так что есть кому прийти на помощь, - сообщила директор Петро-Михайловской начальной школы Саткинского района Нина Юрганова.

- Нецелесообразно держать при каждой школе отдельного врача или даже фельдшера, - считает главный врач центральной больницы Аргаяшского района Миндияр Шафиков. - Школы заключают договоры с фельдшерско-акушерскими пунктами, и этого пока хватает.

В Красноармейском районе считают иначе.

- Мы будем открывать при пяти школах медпункты с постоянными врачами, - рассказал главврач Центральной больницы Красноармейского района Михаил Юрин. - Районные власти выделяют на эти цели деньги, занимаются лицензированием и закупают оборудование. Хотелось бы дать медработника каждой школе, но не везде позволяют площади. Врачи будут проводить плановые осмотры, ставить прививки, лечить, то есть обеспечат полное медицинское обслуживание. Попробуем открыть стоматологический кабинет для ребят из всех школ, родители давно об этом просят.

Если верить главврачу Красноармейского района, все зависит не от школ и даже не от больниц, а от местных властей. Из 1116 школ области только 20 процентов имеют два и более медицинских кабинетов.

Комментарий

Владимир Садырин, министр образования и науки Челябинской области:

- Семьдесят процентов фонда оплаты труда конкретного учебного заведения должно тратиться на педагогов и только 30 - на обслуживающий персонал. Школьные врачи должны быть в штате поликлиник. Что касается самих медпунктов, то во всех новых школах, а их мы открыли за последние три года больше двадцати, медицинские кабинеты полностью отвечают современным требованиям.