Президентские скачки в Пятигорске выиграл чистокровный "англичанин" из Волгограда

В минувшее воскресенье в Пятигорске прошли скачки на приз президента России.

Они выявили не только лучших в стране лошадей, но и большую проблему: коневодство у нас приносит прибыль лишь в исключительных случаях, держится в основном на энтузиазме, а потому приносит меньше радости, рабочих мест и налогов, чем могло бы.

К финишу - на энтузиазме

В этом году в главной скачке страны первым к финишу пришел гнедой чистокровный "англичанин" Паландер из Волгограда под седлом мастер-жокея Андрея Джокленко. Он преодолел 2000 метров за 2 минуты 5,56 секунды. Приз частному владельцу Паландера Михаилу Шульженко вручил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Помимо бронзовой статуэтки и здоровенного кубка победителю полагается еще и 3,5 млн рублей. Всего призовой фонд скачки достиг в этом году 7 млн рублей.

Пять лет назад, на первом "президентском испытании", он был значительно меньше. Но именно тогда, как утверждают завзятые лошадники, интерес к скачкам в стране проснулся. Теперь на это действо собираются даже те представители политической и экономической элиты, кому неведомо, с какой стороны подойти к лошади.

В перерывах на дорожку выходят артисты-конники, которые прыгают в седле через огненное кольцо и размахивают шашками. А внимание дам поглощено конкурсом авторских шляпок. В этом году, кстати, цены на шляпки начинались от пяти тысяч рублей.

В такой атмосфере подняться на сцену для получения приза за победу своей лошади мечтают многие. А если честолюбие еще и подкрепляется богатством, ничто не мешает поставить перед собой цель и стремиться к ней. Алексей Гордеев утверждает, что за последние пять лет цены на чистокровных лошадей поднялись в несколько раз. Лучшие продаются сегодня за полтора-два миллиона долларов. И это неплохой бизнес - владельцы покупают их значительно дешевле, нанимают тренеров, приглашают успешных жокеев. Если фортуна улыбается, лошади одерживают победы и цена их стремительно растет.

Правда, таких случаев немного. Президент Национального скакового общества Сергей Эфрос утверждает, что коннозаводство у нас в стране не бизнес и существует в основном на энтузиазме и деньгах, заработанных в других отраслях экономики.

"Иностранцы" пока резвее

На содержание лошади - уход, кормежку, лечение и ковку - в месяц уходит 10-20 тысяч рублей.

Те, кто может позволить себе содержать классную лошадь, стараются купить ее за границей. Сергей Эфрос утверждает, что на россий ских скачках побеждают в основном "иностранцы".

Есть победители и среди лошадей, которые родились в России. Но это пока редкость. Специалисты объясняют это тем, что у нас на считаных конных заводах хорошие лошади и правильная маркетинговая стратегия. А еще многие предприятия ошибаются в селекции и на рынке. В итоге лошади у них не первого класса и при этом прибыли приносят меньше, чем могли бы при умелом управлении бизнесом.

Государство тем не менее помогает конным заводам. Советник министра сельского хозяйства Владимир Жуковский называет эту помощь "достаточной, чтобы вести этот бизнес". Однако Сергей Эфрос уверен: бюджетных денег мало и никакое государство не в силах содержать частных лошадей. Он делает ставку на тотализатор.

Игра коням не впрок

Министр Гордеев признался после скачек, что поставил на двух лошадей. Но они не выиграли. Корреспондент "РГ" тоже играл. На жеребца, выбранного в программке чисто интуитивно, была поставлена кровная тысяча рублей. И он закончил скачку первым! Но, к сожалению, за полкруга до финиша - бедняга сошел с дистанции.

В любой другой стране мира мы с министром, проигравшись, могли бы утешать себя тем, что наши деньги будут хотя бы отчасти истрачены на развитие коневодства, или как минимум на овес для лошадок, или чем их там теперь кормят? Повсюду доходы от тотализатора контролируют общественные организации - жокей-клубы. И распределяют их в том числе и между коннозаводчиками. Благодаря доходам от азартной игры коннозаводство там более или менее успешно существует.

В России деньги игроков крутятся вдали от конюшен. "Ипподром забирает себе примерно четверть дохода от тотализатора, - утверждает Сергей Эфрос, - но даже эти деньги до лошадей не доходят".

Национальный коневодческий союз с одобрения минсельхоза разрабатывает сейчас проект закона, который позволит создать единый конный тотализатор, доходы от которого должны идти на пользу коневодству. "Надеюсь, этой зимой он пройдет Госдуму, - говорит Эфрос. - И тогда следующий сезон станет поворотным в истории коннозаводства".

Все в прошлом и в будущем

Между прочим, в 1914 году оборот Московского ипподрома был больше, чем у всех европейских ипподромов, вместе взятых. После октября 1917-го проводились скачки на приз Калинина, который позже переименовали в приз СССР.

По мере того как лошади постепенно уступали значение главного транспортного и энергетического средства, к ним теряло интерес министерство обороны, а вслед за ним - широкое общество. К тому же тотализатор, азарт, ставки - все это считалось буржуазным пережитком, и на ипподром регулярно ходили либо фанатичные любители лошадей, либо те, кто презирал опасность столкновения с государственной машиной.

В 1964 году Никита Хрущев принял циничное решение резко сократить численность чистокровных лошадей и отправил многих из них на колбасу. Многие специалисты считают, что российские конезаводы до сих пор не оправились от этого потрясения. А 90-е годы их вообще почти добили безденежьем, бескормицей и всеобщим равнодушием.

"Сейчас "нижнюю точку" мы уже прошли", - считает Алексей Гордеев. Но, по большому счету, лошадям в России будет действительно вольготнее, лишь когда люди станут богаче.

из истории вопроса

До 2004 года состязания подобного уровня проводились в России лишь до революции. Пик популярности скачек в России пришелся на последнюю четверть XIX века. На Московском ипподроме самым дорогим и престижным призом было "Всероссийское дерби" - 30 000 рублей в те годы целое состояние. Примерно на том же уровне были Императорский приз (последний раз разыгран в 1916 году) и приз Государыни Императрицы Марии Федоровны. В Петербурге разыгрывали еще приз Государыни Александры Федоровны - самый дорогой приз в России дореволюционных лет - 50 000 рублей.

Скачки на приз президента России впервые прошли в 2004 году в Москве на Центральном ипподроме. Вторые - в 2005 году в Казани, они были приурочены к 1000-летию города. Третьи - вновь на Московском ипподроме в 2006 году. А в 2007 году 7-миллионный приз президента РФ был разыгран на Ростовском ипподроме. Тогда за скачками наблюдал президент Венесуэлы Уго Чавес. В этом году 4 мая в честь предстоящей инаугурации президента России Дмитрия Медведева скачки прошли в Чечне.