Российской армии катастрофически не хватает систем ночного видения

События в Южной Осетии показали - качественных систем ночного видения в Вооруженных силах катастрофически не хватает.

Воин - будь то пехотинец, танкист или пилот, - чтобы победить, должен первым увидеть противника в кромешной тьме, тумане и во время дождя. Практически каждый солдат НАТО имеет индивидуальные очки ночного видения. Каждый командир имеет тепловизионный бинокль. У каждого снайпера есть ночной прицел. Каждый боевой самолет и вертолет адаптированы к полетам в ночное время.

В армии России подобные возможности до сих пор воспринимаются как что-то почти фантастическое. А ведь нет никаких технических преград, чтобы все виды Вооруженных сил страны давно были оснащены лучшими в мире системами ночного видения.

Тепло, несущее свет

Основной трудностью было и осталось качественное преобразование слабого излучения ночи в многократно усиленное изображение, которое воспринимается человеческим глазом. Невидимое ночью становится видимым при помощи приборов, создаваемых на основе электронно-оптических преобразователей.

Преобразование это неимоверно сложно с научно-технической и технологической точек зрения, о чем говорит то, что электронные оптические приборы (ЭОП) первого поколения были запущены в производство в 30-е годы, второго - в 70-е годы ХХ века, а третьего - в самом конце прошлого столетия. Эту задачу смогли решить лишь в России и США. Однако прорыв наших ученых и инженеров не был реализован в российской военной технике.

В 1997 году на авиасалоне в Ле Бурже были показаны российские помехозащищенные системы ночного видения, созданные на базе ЭОП 3-го поколения. Шок испытали все мировые специалисты. Ведь считалось, что эти неимоверно сложные в производстве преобразователи способна выпускать лишь промышленность самой высокоразвитой страны мира - США.

Штаты вмиг потеряли свою "ночную" монополию, а наши разработчики получили ряд заказов из-за рубежа. Российские приборы ночного видения на базе ЭОП третьего поколения стали внедряться за границей очень активно.

Заказ с широко закрытыми глазами

В 1998 году было принято решение о создании нескольких экспериментальных "ночных" вертолетов типа Ми-8 и Ми-24 в интересах ряда силовых ведомств РФ. ВВС провели испытания армейских машин, которые подтвердили их уникальные характеристики. А ФСБ и МВД бросили своих "ночных ястребов" в бой. Армейская же авиация почему-то выделила для масштабной контртеррористической операции всего один чисто разведывательный вертолет.

Неудивительно, что в борьбе с незаконными вооруженными формированиями особенно отличились летчики "с Лубянки". В период второй антитеррористической операции там работало несколько винтокрылых машин чекистского ведомства, способных вести разведку и самостоятельно уничтожать обнаруженные цели. Их даже окрестили летающими "Феликсами". Были ночные вылеты, во время которых за один раз обнаруживалось до 90 баз боевиков, идущих по горам бандгрупп, огневых точек, схронов с оружием и много другого. И две трети выявленных целей уничтожались ночными вертолетами ФСБ!

Армия столь эффективно работать не могла, Главкомат ВВС и ПВО практически не использовал при проведении антитеррористической операции адаптированные к ночному бою "ночные" Ми-24ВК и Ми-24ПК. Их почти сразу отправили в резерв, а теперь и вовсе готовят к списанию. Зато нашлись деньги на модернизацию эскадрильи Ми-24 по схеме ПН - пушечный ночной. Смысл, а точнее - бессмыслица этой модернизации в том, что на вертолет поставили танковые(!) тепловизоры, а опыт работ по Ми-24ВК и Ми-24ПК не учли. Естественно, Ми-24ПН воевать ночью просто не смогли. Ни в Чечне, ни в Южной Осетии "летающих танков" не было.

И перспектива, увы, не радует. Государственная программа вооружений предусматривает закупку до 2015 года всего нескольких десятков тысяч различных систем ночного видения на основе ЭОП третьего и, возможно, четвертого поколения. К этому времени в США будет выпущено несколько миллионов ночных систем третьего поколения, и промышленность, скорее всего, полностью перейдет на производство систем четвертого поколения.

Видимый "Мираж"

Третье поколение электронно-оптических преобразователей, производство которых освоили, стоит повторить, лишь в России и США, уникально по многим показателям. Вот лишь некоторые из них.

Одиночную фигуру человека в кромешной темноте - например, в ночном лесу и только при свете звезд - можно увидеть на расстоянии в полкилометра. Существующие приборы ночного видения в таких условиях видят не дальше сотни метров.

Группу людей у потухшего костра опять же при свете звезд с вертолета можно рассмотреть на расстоянии в три километра.

Только третье поколение ЭОП позволяет адаптировать кабины вертолетов и самолетов для работы ночью. Такая адаптация позволяет летчику одинаково хорошо видеть панель управления и воздушно-наземную обстановку за пределами кабины. Кроме того, затрудняется обнаружение летательных аппаратов средствами оптико-электронного наблюдения противника. А пилот, снабженный специальными ночными очками, из такой кабины способен заметить работающий двигатель чужого реактивного самолета на расстоянии в 70 километров.

Системы ПВО, в которых используются ЭОП третьего поколения, могут в пассивном режиме, не обнаруживая себя, увидеть атакующий самолет типа "Мираж" на расстоянии в 20 километров, а ракету "Гарпун" увидеть и уничтожить на расстоянии 6-8 километров.

В 2005 году завершена разработка и ведется подготовка к серийному выпуску ЭОП четвертого поколения. Невероятно, но мы не отстали от США. И если бы у государства нашлись необходимые инвестиции, то Россия доминировала бы на мировом рынке ночного видения. Естественно, и наша армия имела бы лучшие в мире "технические глаза". Денег не нашлось, и за океаном сумели-таки первыми освоить выпуск ЭОП этого поколения.

Тем не менее русские инженеры не успокоились на достигнутом и заявили о возможности создания "высокоинтеллектуальных" систем ночного видения на базе ЭОП уже пятого поколения. Эта инициатива поддержана военным ведомством, но выделенные деньги просто несоизмеримы с масштабами решаемой проблемы. Мы готовы взять пятый рубеж и еще можем стать первыми.

Кстати

Раненый командующий 58-й армии генерал-лейтенант Хрулев был спасен во многом благодаря ночным очкам третьего поколения. Ситуация сложилась так, что безопасно эвакуировать командарма можно было только вертолетом и только ночью. Операция удалась благодаря счастливому стечению обстоятельств и летному мастерству пилота Ми-8МТКО - подполковника Ивана Гнетецкого.

По словам летчика, перед вылетом в командировку на Северный Кавказ ему передали для тестирования новые ночные очки ГЕО-ОНВ1-01. Они-то и позволили в условиях ночи и ярких вспышек от выстрелов своих артиллерийских орудий и близких разрывов грузинских ракет, пущенных из "Градов", взлететь с площадки в районе Джавы, пролететь вдоль горных хребтов, избежать столкновения с проводами ЛЭП и доставить раненых в Беслан. Вместе с Хрулевым были эвакуированы раненые корреспонденты ТВ.

Гнетецкий, и раньше испытывавший вертолетные системы ночного видения в горных условиях, убежден: надо более активно переходить к внедрению в армейскую авиацию очков, позволяющих видеть ночью как днем.