Вчера в СМИ появилось сообщение об инициативе руководителя Росавиации Евгения Бачурина, который предложил создать в России самостоятельный орган по управлению гражданской авиацией, который напрямую должен подчиняться правительству, минуя министерство транспорта.
Инициатива прозвучала в среду на заседании Комитета Госдумы по транспорту. И, как сообщили "РГ" в Росавиации, депутаты "одобрили предложения Бачурина". В агентстве не стали раскрывать детали дела, лишь заметив, что теперь парламентарии должны подготовить официальный документ и отправить его в мин-транс и в правительство.
В минтрансе воздержались от комментариев этой новости, напомнив, впрочем, что принятое в июне этого года постановление правительства, касающееся совершенствования госрегулирования гражданской авиации, и сейчас позволяет Росавиации в полной мере осуществлять полномочия единого органа авиаотрасли. Фактически агентство было наделено почти неограниченными полномочиями по проверке и контролю за авиакомпаниями, отошла ему и большая часть функций Ространснадзора. По сути Росавиация получила статус авиационной власти в России. "РГ" подробно писала об этом 27 июня 2008 года. И комментарий газете дал сам Евгений Бачурин, который подчеркнул, что этот документ позволит в ближайшее время создать в России единый орган управления гражданской авиацией, разговоры о необходимости которого велись давно. "Немаловажным моментом для развития отечественной авиации является и то, что государственная регистрация гражданских аэродромов и аэропортов, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий в установленной сфере деятельности теперь будет сосредоточена в одном органе", - отметил тогда глава Росавиации.
Эксперты "РГ" склоняются к тому, что нынешняя его инициатива "о выходе Росавиации из минтранса" стала следствием кризисной ситуации с альянсом "ЭйрЮнион", который из-за долгов за топливо сорвал график полетов. Тысячи пассажиров по всей России вынуждены были провести не один день в аэропортах. Этот скандал даже разбирался на высшем уровне. И правительство выделило из резервного фонда авиакеросин для возобновления полетов. При этом уже практически решена судьба самого альянса. Часть его авиакомпаний планируется "влить" в нового национального авиаперевозчика, контрольный пакет акций которого будет принадлежать госкорпорации "Ростехнологии".
Кстати, депутаты, обсуждая в среду ситуацию в отрасли, передают РИА "Новости", увидели причины ее кризиса в работе органов исполнительной власти по госрегулированию деятельности авиакомпаний и неуправляемом росте цен на авиатопливо. Но именно госрегулированием и занимается сейчас Росавиация. Напомним, что в конце августа Генпрокуратура РФ попросила минтранс привлечь главу Росавиации Евгения Бачурина к дисциплинарной ответственности из-за массовых задержек рейсов авиаальянса. Прокуроры считают, что Евгений Бачурин "не принял должных мер к нормализации ситуации" и не обеспечил соблюдение прав пассажиров. Возможно, заявление "об отделении" поможет избежать ответственности, считают аналитики.
Что касается другого предложения Росавиации - о создании кризисного резервного авиафонда, чтобы пассажиры не страдали из-за финансовых проблем перевозчиков, то, по мнению экспертов, это может стать неплохой страховкой. По словам Бачурина, фонд позволил бы кризисной компании выполнять полеты в течение трех месяцев без сбоев. Рассчитывать свои силы по перевозке пассажиров поможет и обязательное введение нормы для топливников - заблаговременно предупреждать скачки цен на керосин.
Кстати
Другое ведомство минтранса - Росаэронавигация - уже переходило в подчинение правительства. И при формировании нового кабинета под руководством Владимира Путина было принято решение, что все отраслевые ведомства должны подчиняться министерству транспорта.