В Уфе начался демонтаж последних трамвайных путей на главной городской магистрали - проспекте Октября. Сегодня закрыто движение трамваев на участке дистанции от Театра кукол до остановки "Госцирк".
Необходимость такого шага связана с назревшей проблемой улучшения автомобильной связи между северной и южной частями мегаполиса. В прошлом году на Дежневском путепроводе, ведущем в Черниковку, был сдан в эксплуатацию новый мост, однако трамвайные рельсы сильно сужали прилегающую к путепроводу проезжую часть, наподобие бутылочного горлышка, где в часы пик автомобили простаивали в пробках до получаса и больше. Вместе с тем трамваи как вид общественного транспорта во многом утратили былое значение. Судя по проведенным исследованиям, даже на главной городской магистрали они в лучшем случае были загружены лишь на четверть, в то время как ежегодные дотации электротранспорту из городского бюджета превышают 300 миллионов рублей.
- Тот, кто живет в южной части Уфы, а работает в северной, и наоборот, ждет не дождется, когда мы, наконец, завершим ту работу, которую начали в 2004 году, сняв трамвайные рельсы на участке от Госцирка до Сельхозинститута, - сказал корреспонденту "Российской газеты" мэр Уфы Павел Качкаев. - Из-за пробок проезд из одной части города в другую в часы пик занимает у горожан до сорока минут. Мы рассмотрели массу вариантов решения проблемы и в конце концов пришли к выводу, что из-за сложности переноса инженерных коммуникаций проспект Октября можно расширить лишь за счет ликвидации трамвайных путей.
К демонтажу путевого хозяйства Управление электротранспорта приступило в середине июня. Сначала разобрали участок рельсов от улицы Комарова до Городского дворца культуры, затем до остановки "Строительная". Последним будет ликвидирован перегон от "Строительной" до "Госцирка". Движение трамваев сохранится из Черниковки до Городского дворца культуры, где будет создано разворотное кольцо. Второе кольцо, которое станет конечным пунктом проезда вагонов из южной части города, появится в районе Госцирка.
Нужно сказать, что Генеральный план развития Уфы до 2025 года предусматривал перенос трамвайного сообщения с проспекта Октября, но лишь после того как будут созданы альтернативные пути с бесшумными рельсами на улицах Российской и Комсомольской, чего, как известно, так и не произошло. В целом главный градостроительный документ, составленный специалистами из Санкт-Петербурга, весьма отдаленно отражает реальное положение дел в развитии транспортной сети башкирской столицы. К примеру, согласно Генплану, новыми трамвайными маршрутами до сих пор планируется связать Сипайлово и Старую Уфу, а также несколько районов Черниковки. Однако Управление электротранспорта сегодня больше волнует не строительство новых, а сохранение оставшихся депо и путей. В последнее время инвесторы все чаще присматриваются к крупнейшему в Уфе трамвайному депо имени Зорина, расположенному в привлекательном для деловой застройки квартале, ограниченном улицами Бессонова, Комсомольской и бульваром Хадии Давлетшиной. Один из проектов предполагает строительство на этом месте пятизвездочного отеля площадью 52 тысячи квадратных метров, трех офисных высоток многофункционального стилобата, где разместятся торговый центр, кинозалы, фитнес-клубы и кафе быстрого питания. Если этот проект будет утвержден на Градостроительном совете, трамвайному сообщению в центральной и южной части Уфы будет нанесен удар, от которого оно уже вряд ли сможет оправиться.
Динар Гильмутдинов, начальник Управления ГИБДД МВД по РБ:
- Администрация Уфы анализировала ситуацию, и пришла к решению убрать трамвайные пути с проспекта Октября. Я полностью поддерживаю демонтаж, поскольку северная часть проспекта сегодня имеет низкую пропускную способность. Центральная магистраль города так забита автотранспортом, что ее расширение за счет трамвайных линий - вынужденная мера.