12.09.2008 01:56
    Поделиться

    Александр Соломатин: Новая система оплаты труда внедрена в двадцати пяти школах Омской области

    Сегодня сфера образования переживает обновление. Полным ходом идет реализация приоритетного нацпроекта, сокращаются бюджетные места в вузах, в школах грядет переход на новую систему оплаты труда. Об этом и о многом другом наш разговор на "Деловом завтраке" в Сибирском представительстве "РГ" в Омске с министром образования Омской области Александром Соломатиным.

    Российская газета: Александр Михайлович, на должность министра образования вы пришли чуть больше года назад. Что удалось сделать?

    Александр Соломатин: Главное требование, которое предъявляют современные родители к системе образования, - обеспечение безопасности и здоровья ребенка. Однако еще два года назад во многих школах отсутствовала противопожарная сигнализация, не были лицензированы ни сами школы, ни медицинские кабинеты. Благодаря системе мер, принятых региональным правительством, многие вопросы удалось решить. Все школы оснащены пожарной сигнализацией, лицензии на образовательную деятельность получили более восьмидесяти процентов учреждений. Около девяноста процентов прошли аккредитацию. Это значительно выше, чем в среднем по стране.

    РГ: Год назад в числе важных направлений развития школы вы называли информатизацию. Как идет этот процесс?

    Соломатин: Все школы региона имеют доступ в Интернет. Сейчас мы двигаемся дальше - учимся эффективно использовать ресурс информационных технологий для повышения качества образования. С их помощью школа становится новой, современной, интересной для учеников. Возможности компьютеризации должны использоваться не только на уроках информатики, но и для сетевых проектов, обмена информацией, лекций и конференций в режиме он-лайн. Для этого мы создаем в школах ресурсные центры информатизации. До конца года они появятся в Омске и в половине муниципальных районов области. В следующем году - в остальных. Деньги на эти цели выделил областной бюджет. Еще восемь таких комплексов поступят в регион в рамках федерального гранта. В уникальном комплекте оборудования есть все - от микроскопа до мини-типографии. Кроме того, мы выиграли федеральный грант на поставку программного обеспечения для коррекционных школ. Умная аппаратура поможет обучению детей с проблемами зрения и слуха.

    РГ: Современную школу трудно представить без молодых специалистов. Между тем кадровая проблема - одна из самых острых в образовании.

    Соломатин: Действительно, педагогические кадры - это ключевой фактор, определяющий качество образования. Школа, не забывая о ветеранах труда, делает ставку на молодых, творческих педагогов. Привлечь их - одна из самых главных наших задач. К счастью, сейчас социальный статус учителя растет и работа в школе вновь обретает престиж. Немаловажную роль здесь играют и меры соцподдержки, предусмотренные региональным правительством: молодым педагогам предоставляются субсидия на жилье и "подъемные". Ежегодно в школу приходят около пятисот молодых специалистов, нынче - более шестисот. Это неплохой показатель.

    РГ: Уже больше двух лет омские школы участвуют в нацпроекте "Образование". Чего удалось достигнуть?

    Соломатин: Основное достижение - повышение статуса учителя и школы. Никогда прежде общество не уделяло образованию столь пристального внимания. В материально-техническом плане мы максимально использовали возможности федерального бюджета в проектах "Лучшие школы" и "Лучшие учителя". За три года "миллионерами" стали 144 школы, высокое звание лучшего учителя завоевали более четырехсот восьмидесяти человек. В этом году мы дополнительно выиграли четыре федеральных гранта, а министерство образования области стало лауреатом в номинации "Эффективная система управления". Эта победа позволила получить на информатизацию региона еще пять миллионов рублей.

    РГ: Нацпроект дал толчок школьным экспериментам. Как вы оцениваете их целесообразность?

    Соломатин: Любая инновация реализуется только после одобрения областного научно-экспертного совета, который проводит оценку ее значимости. Например, когда в регионе возникла проблема недостаточного охвата детей дошкольным образованием, появился проект "Предшкола" по подготовке будущих первоклассников. Мало того, Омская область получила статус федеральной экспериментальной площадки, и сегодня наш опыт перенимают другие регионы. Когда медики забили тревогу по поводу слабого здоровья школьников, родился эксперимент по физической культуре. Жизнь поставила школам задачу подготовки выпускников, отвечающих требованиям современного общества, - педагоги занялись разработкой новых образовательных стандартов. Есть и другие проекты - сегодня в регионе действует 17 федеральных и 52 муниципальные экспериментальные площадки.

    РГ: В следующем году учителям придется столкнуться и с новой системой оплаты труда. В чем ее особенности? - интересуются наши читатели Марина Карасева и Евгений Берман.

    Соломатин: Сейчас учреждения образования получают финансирование согласно штатному расписанию. Поэтому школы стремятся максимально его использовать. Растет нагрузка на детей, которая нередко превышает допустимые нормы. С другой стороны, учеников с каждым годом становится меньше, а число педагогов практически не меняется. Новая система оплаты труда предполагает оптимизацию штатного расписания. Школам не только увеличат объем финансирования, но и дадут возможность самостоятельно формировать ставки. Это поможет прибавить зарплату тем учителям, которые демонстрируют хорошее качество образования. С начала года мы уже начали внедрять новую систему оплаты в двадцати пяти школах региона. Эксперимент дал неплохие результаты: у некоторых педагогов зарплата увеличилась на 25 процентов.

    РГ: А как будут распределяться средства?

    Соломатин: Мы внимательно изучили соответствующий опыт пилотных регионов и предлагаем омскую модель. Средства, которые получит учреждение образования, будут делиться на две части. 60-70 процентов от этой суммы составит базовая зарплата педагогов. В денежном эквиваленте она должна быть не меньше, чем сейчас - это обязательное условие. Оставшаяся часть - премиальная. Ее выплата будет напрямую зависеть от успехов, которых добился педагог. Критерии оценки качества работы педагогов разрабатывались совместно с руководителями школ, детских садов, учреждений дополнительного образования. Этим мы обеспечили максимальную их объективность.

    РГ: Когда начнется повсеместное внедрение этого проекта?

    Соломатин: Новая система оплаты труда будет внедряться поэтапно. Обучающие семинары для руководителей начнутся уже в октябре. Завершить процесс перехода планируем в июне 2009 года. Для нас важно, чтобы этот процесс прошел безболезненно и без ошибок, с учетом мнения всех заинтересованных сторон.

    РГ: Сегодня четыре крупнейших омских вуза вышли с инициативой объединиться в федеральный Западно-Сибирский университет. В этом есть необходимость?

    Соломатин: Сейчас вузовские центры активно развиваются в Томске, Новосибирске, Красноярске. Нам отставать нельзя, поскольку именно такие мощные структуры будут в дальнейшем получать приоритетное федеральное финансирование. Первыми соглашение о сотрудничестве подписали ОмГУ, ОмГПУ, автодорожная академия и институт сервиса. Их потенциал выводит будущий образовательный комплекс в двадцатку сильнейших вузов страны. Сейчас проект одобрен Минобразования России. Как только появится соответствующая нормативная база, мы начнем его реализацию. Не исключено, что со временем в федеральный Западно-Сибирский университет вольются и другие омские вузы.

    РГ: Почему наших детей не возит школьный автобус, - спрашивает Наталья Зеленова из села Юнино Исилькульского района. Расстояние до ближайшей школы шесть километров, и школьники регулярно опаздывают на первый урок.

    Соломатин: Мы разберемся в ситуации и, если есть необходимость, пустим автобус. Сегодня проблем со школьным автопарком нет. В распоряжении региональной системы образования около пятисот машин. Этого ресурса хватает не только для доставки детей в школы, но и поездок на областные соревнования, выставки и концерты. В этом году в регион за счет средств регионального и федерального бюджетов поступит еще 82 автобуса.

    Поделиться