Во всем Зейском районе поселок Верхнезейск - единственный бездотационный, живет на собственные средства. Как здесь удалось наладить местную экономику и возобновить строительство, выяснял корреспондент "РГ".
Пожалуй, лет двадцать не было слышно в Верхнезейске стука молотков, треска электросварки, шума бетономешалки, которые обычно сопровождают строительство жилых домов и других объектов. Когда в Советском Союзе строилась Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, в поселке (его возводили рабочие из Башкирии) насчитывалось около 6 тысяч жителей и порядка 22 предприятий: строительных, монтажных, дорожных.
Сейчас людей в поселке живет в шесть раз меньше, чем в былые годы, - 1725 человек. Основная часть трудоспособного населения работает на железной дороге. В районе так и остались неосвоенными многочисленные месторождения полезных ископаемых, не был построен металлургический завод, хотя новая 320-километровая линия Улак-Эльга должна была протянуться от БАМа до богатейшего Эльгинского месторождения коксующихся углей. В поселке с тех пор остались недостроенными дворец спорта, дом культуры, база, хлебопекарня…
Но сегодня Верхнезейск строится заново. Здесь можно одновременно видеть все стадии строительства: прокладку коммуникаций в только что подготовленном котловане, заливку плиты под фундамент, установку модулей на фундаменты, монтаж крыши, отделочные работы внутри домов. Впрочем, отделочных работ здесь требуется не так уж и много: в модулях уже установлено сантехническое оборудование, разведены электропроводка и система отопления. Необходимо только скрепить их и заделать стыки теплоизолирующими поролоном и пеной - вот и настоящие коттеджи!
Не так давно железнодорожники возобновили строительство дороги Улак-Эльга. В поселке уверены, что это положит начало освоению месторождения. Ведь именно для этого в свое время и строился БАМ (дорогу на Эльгу с помпой открывали в 2001 году, но уже в 2002 году проект быстро свернули). А будет уголь - будет и работа, в районный бюджет пойдут налоговые отчисления. Пока же налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который должен оставаться в поселении, уходит по месту регистрации предприятия - в Тынду. Но эти юридические тонкости вполне разрешимы.
Нынче в Верхнезейской школе, рассчитанной на 470 мест, учится пока 180 школьников. Строители приехали без своих семей, надо было сначала обустроиться. Поэтому в поселке был закрыт детский сад. Зато продолжает работать огромная местная больница, рассчитанная по проекту на 250 поликлинических мест и 50 стационарных койко-мест. Но поболеть рабочим некогда.
Главная беда поселка - это аварийное жилье, где живут пенсионеры - бывшие работники железной дороги. Зейский район до сих пор не вошел в программу переселения из ветхого и аварийного жилья, поэтому рассчитывать на государственную поддержку не приходится, а своими силами селянам не справиться.
Ветшает и теплоцентраль. ГУП "Коммунальные системы БАМа" предложило сельсовету заключить договор на ремонт теплотрассы стоимостью в 1,5 миллиона рублей. По всей видимости, эти расходы будут внесены в бюджет поселения только на следующий год, а этой зимой опять придется латать дыры и останавливать теплоснабжение, переходя на печки-буржуйки.
По признанию местных чиновников, отношения между сельсоветом и коммунальщиками натянутые. Все мероприятия, которые связаны с жизнеобеспечением поселка, должны согласовываться с главой и депутатами. Но отключение воды, хлорирование делается без каких-то согласований.
Несмотря на трудности во взаимоотношениях с предприятием коммунального хозяйства, в Верхнезейске к отопительному сезону начали готовиться с середины лета. Из области на закупку топлива поступили субсидии - 6,6 миллиона рублей. В некоторых домах произведен косметический ремонт подъездов, частично промыта система отопления. Однако процент выполнения намеченного невелик, потому что средств не хватило. Потребители за коммунальные услуги задолжали 15,6 миллиона рублей. Причина, как говорят жители, в непомерно высокой квартплате. За двух-трехкомнатную квартиру семье приходится платить от 5 до 7 тысяч рублей.
Пенсионеры заходят в магазин и уходят с пустыми руками. Все потратили на коммуналку. А хлеб в сельпо стоит 28 рублей, подсолнечное масло - 95 рублей за литр. А скоропортящихся (мясных и молочных) продуктов в магазинах летом и осенью практически нет. Предприниматели везут груз за 800 километров из Благовещенска, поэтому без холодильных установок сюда можно доставить только крупы и консервы.
В сельсовете говорят, что в поселке необходимо создать отделение Сбербанка, потому что жители не могут оплатить пошлины, налоги, штрафы и даже заплатить за коммунальные услуги. На перекладных приходится ехать или в Тынду, или в Зею.
Еще одна поселковая проблема - это огромная котельная, построенная в советское время на перспективу развития населенного пункта.
- Уже не раз природоохранная прокуратура обращала внимание на то, что руководство этого объекта складирует шлак вблизи от берега водохранилища и что на котельной отсутствуют золо- и шлакоуловители. Но меры до сих пор не приняты, что мы отмечаем каждый раз при проверке водоохранных мероприятий, - говорит начальник отдела водного контроля ФГУ управления эксплуатации Зейского водохранилища Сергей Шапарюк. - Может, с новой стройкой ситуация и изменится.
Мы тоже будем в это верить.
Владимир Натрасенюк, глава Верхнезейского сельсовета:
- На встрече с жителями БАМа губернатор обещал, что если возобновится строительство железной дороги Улак-Эльга, то строители могут помочь отремонтировать и дорогу от Верхнезейска до Зеи, а это 240 километров. На карте области она сегодня не значится, потому что отсыпалась как временный объект. Теперь пришло время ее восстановить. Ведь даже газеты в поселке получают с опозданием на неделю, поэтому основные новости люди узнают по телевидению.