Хотя представители ЦИК и СПС пришли вчера в Верховный суд для участия в процессе по кассационной жалобе, слушание дела как-то незаметно превратилось в изучение роли календаря в избирательной кампании.
Каждый агитирует как умеет. Год назад, участвуя в борьбе за кресла в Думе, партия "Союз правых сил" сделала ставку на печатные агитационные материалы: листовка в виде газеты, настенные календари с лидером СПС Никитой Белых и вторым номером партийного списка Борисом Немцовым, а также маленькие календарики - Белых на фоне осеннего пейзажа. И, как гласит кассационная жалоба, "более половины печатной продукции партии не было возможности использовать в ходе кампании". Этот пункт стал только одним из аргументов при рассмотрении жалобы СПС в первой инстанции летом, когда правые просили ВС признать недействительным постановление Центризбиркома от 8 декабря 2007 года, в котором подводились итоги голосования в Думу. Но в ходе вчерашних слушаний именно судьба агитматериалов вызвала оживленную дискуссию.
"Ряд обстоятельств суд установил правильно, но неполно", - объяснил мотивы повторного обращения в ВС адвокат СПС Вадим Прохоров. Он с удовольствием напомнил своим оппонентам из ЦИК, что в оспариваемом решении ВС признал "массовое изъятие" агитматериалов СПС в отношении почти 18 млн экземпляров печатных материалов. Как уточнил позже коллега Прохорова, адвокат Александр Глушенков, изъятые агитматериалы составляли 52,3 проц. от всего тиража. Однако, посерьезнел Прохоров, суд даже не анализировал наши аргументы и аргументы наших оппонентов, то есть "устранился от оценки того факта, можно или нет выявить волю избирателя", которая, как полагают в СПС, была нарушена из-за того, что рядовые граждане не могли ознакомиться с агитматериалами партии и, соответственно, проголосовать за нее.
- Скажите, какую агитационную информацию содержат календарики? - поинтересовалась прокурор Лариса Масолова.
- Да все ларьки во время выборов были завешаны портретами Путина, и вот результат, - сурово ответил Прохоров.
- А так Путина не знал никто? - не выдержал один из судей ВС, Александр Федин.
- Агитация за кандидата может быть при помощи любой продукции, - собрался Вадим Прохоров, - а на календарике было указано, кто является лидером партии, был лозунг и призыв голосовать, кроме того, он в целом создавал благоприятное впечатление, оказывая таким образом психологическое воздействие.
- Довольно странно говорить о том, что календари оказали какое-то необычное воздействие, ведь другие политические партии тоже изготавливали свои материалы, - отреагировала главный советник правового управления ЦИК Ирина Гришина.
Гришина также напомнила, что упомянутые представителями заявителя примерно 18 млн экземпляров печатной продукции были изъяты в Подольске в рамках следствия, поскольку было возбуждено уголовное дело. Соответственно, при проверке типографии партийные материалы были изъяты наравне с другими. "Не надо никого обвинять вообще, а надо разбираться в каждом конкретном случае, и тогда выясняется, что и партия была не только белой и пушистой, а также нарушала закон", - решительно заявила Гришина. Замначальника правового управления ЦИК Алексей Кисин в свою очередь заметил: "СПС и его представители даже не могут назвать точные цифры печатной продукции, возможно, потому что она выше той, которую они сообщили ЦИК, или, наоборот, ниже".
- Имела ли партия возможность донести до избирателя информацию об изъятиях? - заинтересовался судья ВС Харламов.
- Бесплатный эфир и печатные площади партия получила, - подтвердила Ирина Гришина.
В результате ВС отклонил жалобу СПС на отказ отменить результаты выборов в Госдуму. - Кассационная коллегия Верховного суда России определила предыдущее решение по иску представителей партии СПС оставить без изменения, а их жалобу - без удовлетворения, сказал судья. Таким образом, ВС подтвердил законность прошедших выборов.