В ходе парламентских выборов в Грузии правящая партия обманывала избирателей

В ходе парламентских выборов, которые состоялись 21 мая 2008 года в Грузии, были допущены многочисленные нарушения. Но эти факты не были "замечены" в Центральной избирательной комиссии республики.

В итоге выборы, в ходе которых правящая партия получила большинство в законодательном органе страны, официальный Тбилиси признал состоявшимися и соответствующими демократическим нормам.

В распоряжение "Российской газеты" попал доклад Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, которое проводило мониторинг на парламентских выборах в Грузии. Его авторы утверждают: несмотря на обязательства, которые взяла Грузия перед ОБСЕ, на майских выборах наблюдалось "слияние Объединенного национального движения (правящей партии) и госаппарата". Объединенное национальное движение (ОНД) располагало "привилегированным доступом к административному ресурсу" и имело фактическое большинство в ЦИК, окружных и участковых избирательных комиссиях.

Предвыборная кампания шла "в условиях серьезной внутриполитической поляризации". Власти препятствовали проведению мероприятий оппозиционных сил, организовывали "широкомасштабные запугивания" активистов. Один крупный чиновник "доигрался" до того, что пригрозил отставкой своим подчиненным, если те не обеспечат партии Саакашвили требуемый уровень поддержки.

Проведенный БДИПЧ ОБСЕ мониторинг СМИ Грузии установил "отсутствие баланса как по отведенному партиям эфирному времени, так и по тональности освещения".

В избирательных списках фигурировали в значительном количестве "двойники" скончавшихся или прописанных по несуществующим адресам лиц. В целом ряде регионов число избирателей по сравнению с январскими президентскими выборами в основных списках выросло сразу на 5-6 процентов, а в дополнительных списках - еще на 10 процентов.

21 мая, в день выборов, в отношении наблюдателей оппозиционных партий широко применялись "давление, запугивание и принудительное выдворение с избирательных участков". Голосование проходило в напряженной обстановке, были зафиксированы случаи "вброса" бюллетеней.

Отдельные нарекания БДИПЧ ОБСЕ вызвал подсчет голосов. Выявлено "значительное количество недостатков", в т.ч. систематическое несоблюдение процедур и многочисленные случаи фальсификации протоколов. Комиссии, сплошь и рядом работавшие за закрытыми дверями, дезинформировали наблюдателей, не вывешивали протоколы с результатами голосования для всеобщего обозрения, как это предусмотрено законом.

Рассмотрение жалоб в ЦИК и судах проходило предвзято и "с повсеместными и грубыми нарушениями". Большинство исков оппозиции отвергались с порога под надуманными предлогами, другие же рассматривались поверхностно: подконтрольные Саакашвили ЦИК и суды "отказывались заслушивать свидетельские показания, изучать улики и рассматривать факты нарушений, давали неверное толкование законов, игнорировали дух закона и не давали достаточное и ясное нормативно-правовое обоснование своим решениям".

Комментарий

Александр Яковенко, заместитель министра иностранных дел РФ:

- Назначение нового директора Бюро по демократическим институтам и правам человека словенца Янеша Ленарчича может открыть новую страницу в деятельности Бюро, к которому у России и ряда других стран были серьезные и обоснованные претензии. Особенно это касалось деятельности БДИПЧ в сфере наблюдения за выборами. Прежнее руководство во главе с Кристианом Штрохалом увлекалось собственной независимостью и наделяло себя ролью некого "высшего судьи". Отрадно, что в ходе визита в Москву 8 сентября Ленарчич в беседе со мной четко заявил, что БДИПЧ не должен быть независимой от ОБСЕ структурой и намерен следовать принимаемым организацией решениям. МИД России взял это на заметку.

Механизмы принятия в БДИПЧ решений по вопросам организации наблюдения за выборами по- прежнему не транспарентны. Об этом Ленарчичу в Москве было сказано прямо. А ведь структура, призванная помогать укреплению демократии на всем евроатлантическом пространстве, должна сама быть примером демократичности. Сейчас же в ряде случаев государствам - членам ОБСЕ непонятно, кто и на каких основаниях решает, наблюдать ли за выборами в той или иной стране, каким будет формат и численный состав конкретной мониторинговой миссии, кто будет ее возглавлять. И, самое главное, неясно, кто и как вырабатывает заключения по итогам наблюдения.

Все это создавало массу кривотолков и снижало уровень доверия к Бюро. По мнению России, необходима скорейшая разработка и согласование на межправительственном уровне правил деятельности БДИПЧ в области наблюдения за избирательными процессами, которые обеспечивали бы этой работе гласность, профессионализм, географическую и языковую сбалансированность.

Конкретные предложения Россия в соавторстве с государствами ОДКБ выдвинула еще в прошлом году. В них ясно определяется порядок формирования и работы мониторинговых миссий, прописана ключевая роль постоянного совета ОБСЕ, то есть всех государств участников, в принятии решений по организации наблюдения за выборами. Кстати, в этом случае и работа БДИПЧ стала бы существенно более легкой и вызывала бы меньше соблазнов со стороны ряда западных стран с целью ее политизации.

Что касается парламентских выборов в Грузии 21 мая 2008 года, то БДИПЧ по понятным причинам не смог обойти вниманием вопиющие нарушения принятых в ОБСЕ демократических норм и принципов. А приведенные в докладе примеры говорят сами за себя. Думаю, для народа Грузии важно знать, как с точки зрения демократии им организовали выборы в грузинский парламент.