20 сентября минэкономразвития направит в правительство проект концепции социально-экономического развития страны до 2020 года и план мероприятий по ее реализации, пообещал на "круглом столе" директор департамента стратегического управления и бюджетирования министерства Олег Фомичев.
К этому времени должны быть решены все спорные моменты концепции.
При этом главное противоречие, на устранении которого настаивает минэкономразвития, это несовпадение "концепции 2020" и бюджетной стратегии, за которую отвечает минфин. Подчиненные Набиуллиной считают, что бюджетная политика должна подстраиваться под цели и задачи, заявленные в концепции, а не наоборот. Всего же Фомичев насчитал пять развилок, решения по которым должны быть приняты до рассмотрения окончательной версии концепции.
Первая развилка - это выбор пенсионной модели. От него, кстати, во многом зависит, как будут выделяться деньги на другие разделы.
Вторая развилка - налоговая. Как удастся минэкономразвития и минфину договориться по больной теме снижения НДС, неизвестно до сих пор. Похоже, что свои позиции не намерена сдавать ни одна из сторон. Впрочем, как аккуратно заметил Фомичев, сейчас идет дискуссия и обсуждаются альтернативные варианты. То есть вместо снижения НДС могут быть опущены планки по другим налогам. Но минэкономразвития для себя выбор сделало, подчеркнул Фомичев.
Третий вопрос, который тоже нуждается в обсуждении, это баланс бюджетных расходов по разным направлениям. Причем в этом плане министерство также настаивает на приоритетности заявленных в концепции целей.
Четвертый момент - это пространственное развитие. Здесь предстоит решить, будет ли поддерживаться бюджетными деньгами выравнивание регионов по социально-экономическому развитию или же средства из казны будут точечно направляться на социальные цели. Судя по всему, минэкономразвития предпочитает второе направление, поскольку иначе фактически деньги от сильных регионов перерас-пределяются слабым и пропадают стимулы для развития.
И, наконец, пятая развилка - это характер бюджетной политики. И по ней тоже существуют два подхода. Первый - следовать в русле минфина и стараться постоянно снижать бюджетные расходы, увеличивая их лишь на уровень инфляции. Или второй путь, который предпочитает минэкономразвития, не бояться роста бюджетных расходов, если они дают эффект и позволяют достичь социальных или экономических результатов.
Можно только предположить, сколь жаркими будут дискуссии в оставшееся время по всем названным противоречиям. Между тем, по мнению экспертов, самый большой недостаток проекта концепции - это отсутствие плана по достижению заявленных целей. Его можно было бы представить на рассмотрение экспертов хотя бы крупными мазками, советует Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. "С планом документ был бы интереснее и дал бы ответ на вопрос, что будут делать министры и их подчиненные", - считает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.
Директор департамента минэкономразвития заверил, что план уже дорабатывается и его тоже разошлют по всем министерствам. Причем если в некоторых из них отнеслись к подготовке своих предложений в проект концепции несколько формально, то теперь им придется вникать в документы основательно. После того как концепция и пошаговый план действий будут утверждены, всем министерствам дадут совершенно конкретные поручения, обещал Фомичев.