На прошлой неделе завершилась модернизация Курского вокзала. В торжественной церемонии по этому поводу участвовали мэр Москвы Юрий Лужков и руководство ОАО РЖД.
Курский - один из самых больших вокзалов города, который принимает поезда с юга и востока страны. "Теперь здесь создан максимальный комфорт для пассажиров, пассажиров с детьми, пассажиров-инвалидов", - подчеркнул мэр. Первое, что отмечали пассажиры, входя в вокзал, это то, каким он стал светлым. Целых 65 пар прожекторов появилось под потолком. Они создают эффект светлого изменчивого неба. Еще 140 прожекторов освещают фасад здания. А пешеходную зону вместо старых разбитых и перегоревших светильников вырвали их тьмы изящные итальянские фонари с элегантно изогнутыми консолями.
Свет озарил и подземные переходы к поездам. Их выложили светлой плиткой. Сырые и мрачные катакомбы остались в прошлом. В подвальную часть и в залы ожидания второго яруса ведут не только отремонтированные эскалаторы, но и два больших стеклянных лифта. Появился роскошный VIP-зал. Как и во всех остальных залах ожидания, в нем восстановили историческую лепнину, повесили красивые люстры и поставили удобные антивандальные кресла.
Появились на вокзале и единая информационная система, и единый центр продажи билетов. Обновлены кассы, заменены табло прибытия и отправления, размещены дополнительные информационные дисплеи и центры. Созданы условия для беспрепятственного передвижения по вокзалу людей с ограниченными возможностями. Расширена зона торговли, появились детская комната, торговая галерея, несколько ресторанов. Капитально отремонтированы туалеты. И все это сделано без закрытия вокзала на реконструкцию.
И Юрий Лужков, и начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов особо подчеркнули, что Курский вокзал теперь стал одним из самых безопасных в столице. По словам мэра, он "впитал в себя все самое лучшее от вокзалов Европы и мира": автоматическая система видеонаблюдения не только снимает все происходящее, но и обращает внимание на любые нестандартные ситуации (например, резко изменившиеся движения людей), о чем тут же поступает сигнал диспетчеру.
Чтобы придать вокзалу современный респектабельный вид, Курскому потребовалось всего несколько лет работы и примерно 30 миллионов долларов. Причем деньги эти выложили и не столица, и не железнодорожники, а девелоперская компания MIRAX, которая надеется окупить проект за три с половиной года.
Пообещал Юрий Лужков наладить на городских вокзалах и службу такси. "Возле вокзалов не должно быть этих бомбил - зарабатывая любым путем там деньги, они резко снижают авторитет города, на что не имеют никакого права", - сказал он и привел в пример распространенную ситуацию, когда с приезжих дерут огромные деньги за проезд с Курского до площади трех вокзалов, до которой рукой подать.
Впрочем, как выяснилось, нынешнее обновление Курского вокзала - лишь первый этап. По словам Сергея Абрамова, полная реконструкция с превращением его в многофункциональный транспортный комплекс, где найдется место и торговым точкам, и объектам культуры, еще впереди. Проект ее пока находится в стадии разработки, а инвесторы, готовые побороться за право его реализации, уже стоят в очередь.
Здесь же на Курском ОАО РЖД и правительство Москвы подписали соглашение о реализации проекта реконструкции и развития Малого кольца Московской железной дороги, рассчитанного до 2015 года. Проектом предусмотрено, что до 2010 года завершится реконструкция участка "Пресня - Канатчиково" со строительством пяти остановочных пунктов ("Сити", "Кутузово", "Потылиха", "Лужники" и "Площадь Гагарина"), реконструкцией грузовых станций "Канатчиково" и "Пресня" и организацией пассажирского движения.
В течение следующих двух лет произойдет электрификация Малого кольца, а также будут построены еще 7 остановочных пунктов, а также дополнительный главный путь для грузового движения на участке Кожухово - Черкизово - Лихоборы - Кутузово. Всего до 2015 года планируется сдать в эксплуатацию 30 остановочных пунктов и 19 транспортно-пересадочных узлов.