В Чите семья солдата, вернувшегося из армии инвалидом, недовольна решением суда

Центральный районный суд Читы обязал Министерство финансов РФ выплатить 200 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда бывшему военнослужащему Андрею Руденко, вернувшемуся из российской армии инвалидом. Однако солдат и его близкие считают это решение несправедливым и намерены обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Шесть месяцев длился судебный процесс по иску бывшего военнослужащего Андрея Руденко к Министерству финансов о компенсации морального вреда, причиненного ему командиром воинской части 48432 полковником Насими Назаровым. Несмотря на то, что представители ответчиков - Министерства финансов и Министерства обороны - исковые требования так и не признали, 12 сентября суд вынес решение о том, что Минфин должен выплатить покалеченному в армии ефрейтору 200 тысяч рублей.

Однако первоначально Руденко оценил свои увечья в полтора миллиона. Сам бывший ефрейтор лично присутствовать на суде не смог - не позволило здоровье.

- У Андрея все время болит голова. На протезе он ходить почти не может, в основном, передвигается на костылях, - говорит мама Елена Руденко. - Не то, что в другой город поехать, а даже на прогулку спуститься с пятого этажа для него - подвиг.

Напомним, трагедия с Андреем Руденко произошла летом 2006 года, когда начальник воинской части полковник Насими Назаров отдал его на работу одному из местных предпринимателей. Во время работ солдат попал в ДТП, в котором получил тяжелые увечья (многочисленные переломы, частичная потеря  зрения, сотрясение головного мозга). Тринадцать дней он находился в коме, врачи были вынуждены ампутировать ему правую ногу ("Российская газета" писала об этом 25 октября 2006 года).
 
Военные долгое время пытались замолчать эту историю. И лишь благодаря усилиям матери солдата и читинских правозащитников о трагедии стало известно общественности. Удалось довести до конца и судебное разбирательство против начальника воинской части. В июне 2007 года Читинский гарнизонный военный суд приговорил полковника Назарова к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Столь мягкий приговор связан с тем, что Назаров был признан виновным лишь в том, что отправил солдата на работы, не связанные с прохождением военной службы. Прямой же связи между незаконным приказом и увечьями, которые получил Руденко во время работы на предпринимателя, суд не усмотрел.

Самого Андрея Руденко в июне текущего года комиссовали из армии по состоянию здоровья. И теперь он, как лицо гражданское, уже не может рассчитывать на бесплатное лечение в военных госпиталях.

- При этом операцию по восстановлению зрения сыну так и не сделали, а зубные имплантанты поставили такие, что каждые три месяца ему нужно ездить в госпиталь Бурденко, - рассказывает мать солдата. - Где мы должны брать деньги на поездки в Москву и пребывание в госпитале, которое обходится в 3500 рублей за сутки, непонятно.

Правда, Руденко назначили пенсию по инвалидности - 2500 рублей в месяц. Гражданские врачи решили, одноногий и слепой на один глаз инвалид вполне пригоден к труду, и присвоили ему II рабочую группу.

- А где ему работать в нашем небольшом поселке, если здесь и для здоровых мест не хватает, - не скрывает слез Елена Васильевна. - Такое ощущение, что сына покалечили, а потом просто списали как отслужившую свое пару сапог. Но ведь он живой человек. И никакой его вины в случившемся нет. Так почему же теперь мы остались со своей бедой один на один? 200 тысяч - не компенсация, а подачка. И, конечно, мы с этим решением соглашаться не намерены.

Мать Руденко будет настаивать на первоначально заявленном размере компенсации морального вреда в полтора миллиона рублей.

- Как только получим решение суда, начнем готовить кассационную жалобу на решение Центрального районного суда Читы в вышестоящую инстанцию, - прокомментировал читинский правозащитник Виталий Черкасов, представляющий интересы Руденко в суде. - Если не поможет, обратимся в Верховный суд. Если же и это не приведет к вынесению справедливого решения, то документы будут направлены в Страсбургский суд.

P.S.

В краевом казначействе, представители которого выступали на процессе от имени Минфина, комментировать ситуацию отказались.