Орловские рысаки, эстонские перепела, черно-бурые лисы, американский осетр - эта и другая экзотическая живность была представлена на VI региональной племенной выставке в Новой Усмани Воронежской области.
Однако половину площадей организаторы экспозиции отдали буренке, на которой держится животноводство в Черноземье.
Вошли в элиту
Как отмечают специалисты, нынешняя выставка, собравшая 70 хозяйств-участников, свидетельствует о возрождении в регионе племенного животноводства. Отсутствие племенного стада особенно болезненно ощущалось на старте аграрного нацпроекта: хозяйства вынуждены были закупать элитных коров за границей - в Австрии, Франции, Голландии. Причем приобретали, не разведав особенностей заграничного рынка племенного скота, не продумав условий перевозки, не подготовив собственные хозяйства к приему животных. Часть "импортного" стада оказалась не того качества, на которое рассчитывали. В результате - массовый падеж животных.
Сегодня многие из тех, кто решил заняться животноводством, "голосуют" за местных буренок рублем. В частности, за адаптированную к местным условиям воронежскую красно-пеструю породу: она может давать молоко 4 года, тогда как у заграничных буренок "трудовой стаж" - менее 3 лет.
Племенная отрасль начала понемногу оживать: на территории области - более 30 предприятий по разведению крупного рогатого скота. Несколько лет назад их можно было пересчитать по пальцам.
Рогатый генофонд
Выставка сельхозживотных проходила на базе племпредприятия "Воронежское": одно из шести такого рода производств, оставшихся - ввиду их стратегической значимости - в федеральной собственности. Предприятие - единственное в регионе, где добывают материал для производства племенного стада. Здешние быки - своего рода "золотой генофонд" крупного рогатого скота. Отбор очень жесткий: у каждого животного - своя родословная. Строгие требования предъявляются к предкам как по материнской, так и по отцовской линии. Племенной материал используется не только в Воронежской, но и Рязанской, Ульяновской, Калужской областях и даже в далеком Красноярском крае.
Нацпроект по ускоренному развитию животноводства благотворно сказался и на развитии предприятия: заказов стало значительно больше. Как следствие, улучшилась финансовая ситуация. По словам гендиректора Владимира Пикалова, в ближайших планах - переход на полностью автоматизированную технологию биопроцессов.
По мнению специалистов, нам есть что перенять из опыта содержания животных на Западе: там они содержатся в свободных вольерах. На российских племпредприятиях ситуация иная: стойла оборудованы таким образом, что животное с трудом помещается в "загоне". Это сказывается и на характере, и на продолжительности жизни быков.
Оптимальное решение - совместить безопасность работы персонала с более гуманными условиями содержания животных. Руководство "Воронежского" планирует провести реконструкцию помещений, чтобы содержать быков-производителей не в цепях, а в стойлах по типу вольера. Производительность от этой перестройки вряд ли увеличится, но нрав, уверен Владимир Пикалов, станет помягче.
Картинки с выставки
Все, с кем удалось пообщаться на выставке, говорили о прошедших годах разрухи и будущем развитии. Не стала исключением и Наталья Митракова - исполнительный директор (и чабан по совместительству) сельхозпредприятия "Александровское". Хозяйство было создано на базе развалившегося колхоза, где разводили крупный рогатый скот. Теперь на сельхозпредприятии, ставшем участником нацпроекта, занимаются овцеводством (на всю область - только 2 хозяйства с такой специализацией).
- Взяли кредит в банке, - рассказывает Наталья Васильевна. - На 16 миллионов рублей провели реконструкцию коровников, на 10 - закупили скот: 1600 племенных овец из Ставропольского края, 400 - из Калмыкии, эдельбаевской (курдючной) породы. Будем разводить и продавать племенных овец. Сейчас реализуем баранину. При недостатке предложения спрос на нее очень хороший. И шерсть идет в дело - везем ее в Бобров, где обмениваем на валенки и меховые тапочки для своих работников. Чтобы предприятие работало с хорошим уровнем рентабельности, необходимо довести поголовье овец с 2 до 5-7 тысяч.
На сельхозпредприятии "Заброденское", где в прошлом году вынуждены были закрыть бройлерное производство, признают: при благоприятной конъюнктуре (например, в случае ограничения импорта курятины) можно реанимировать производство мяса птицы. Правда, как заметил директор предприятия Иван Богомол, отечественное и, в частности, воронежское птицеводство не стоит на месте - работать придется в режиме серьезной конкуренции.
Иван Дубовской, руководитель регионального управления аграрной политики:
- Ежегодно мы должны отправлять 15 процентов племенного молодняка в другие регионы. Не всегда эту квоту удается соблюдать: например, по Чечне разнарядку выполнили, по Дагестану - не получилось. Племенных животных самим не хватает - спрос велик. Сельхозпроизводители, в том числе участники нацпроекта, поняли: лучше закупать местный скот, чем дорогостоящий зарубежный.
Кстати
В Воронежской области действует 31 племпредприятие по разведению крупного рогатого скота, 8 - занимаются племенным свиноводством, 2 - кролиководством.