Проверка деятельности Владимирского областного фонда поддержки малого предпринимательства неприятно поразила даже видавших виды аудиторов Счетной палаты.
Из 17 функций, возложенных на фонд его Уставом, реализуются только 2. Это финансирование мероприятий областной программы господдержки малого бизнеса и долевое участие в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, которые обеспечивают развитие инфраструктуры рынка.
Вне поля деятельности в 2007 году остались такие важные направления, как подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для предпринимательства, поддержка новых экономических структур, финансирование и реализация международных программ и проектов в сфере малого бизнеса. Не занимался фонд налаживанием взаимодействия с федеральным и муниципальными одноименными структурами, поиском вариантов предоставления "малым" льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов на конкурсной основе, безвозмездной финансовой помощи. Да и в рамках "обеспечения финансирования мероприятий" в 2007-м с субъектами малого бизнеса заключены только 2 договора о совместной деятельности в реализации инвестпроектов.
Условия выделения средств нельзя признать стимулирующими для предпринимателей. Фонд предоставлял им финансовые ресурсы в среднем под 180 процентов годовых, более чем в 12 раз выше средней ставки по кредитам коммерческих банков! Экономическая выгода фонда за период реализации инвестпроектов составила 4 миллиона 322 тысячи рублей, в 1,8 раза больше его вклада.
- Бюджетные ресурсы, полученные субъектами малого предпринимательства по программе поддержки на безвозмездной основе, перечисляются в фонд в качестве оплаты обязательств по заключенным договорам о совместной реализации инвестиционных проектов, - сделали вывод в Счетной палате.
При этом столь "напряженная" работа весьма щедро оплачивается. Расходы на содержание исполнительной дирекции (2 штатные единицы) в прошлом году составили 1 миллион 198 тысяч рублей (14 процентов от суммы доходов фонда). На заработную плату директору и бухгалтеру из этой суммы предназначались почти 820 тысяч, остальное - прочие расходы.
По мнению проверяющих, одна из причин таких "перегибов" - в недостаточном контроле за деятельностью фонда со стороны попечительского совета. Вместо ежеквартальных заседаний он собирался всего дважды, не провел ни одной проверки, не установил нормативы затрат на содержание аппарата.
Владимирский фонд поддержки малого предпринимательства был создан в конце 90-х с целью помочь становлению этого сектора экономики. Он на платной и возвратной основе кредитовал бизнес-программы и проекты под 0,5 процентной ставки ЦБ. Учредитель - областная администрация - наделила фонд уставным капиталом в 1 миллион 60 тысяч рублей, и вплоть до 2004 года ему выдавались дополнительные средства. Например, в 2003-м из регионального бюджета на субсидии предоставили 2,5 миллиона.
Однако в постановлении губернатора от 6 июля 2004 года "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики и параметрах проекта областного бюджета на 2005 год" было признано, что в соответствии с федеральным законодательством "отпадает необходимость передачи средств бюджета в фонд поддержки малого предпринимательства".
Тогда же встал вопрос: насколько нужна эта структура, ведь предоставление средств бюджета, предусмотренных на господдержку предпринимательства, на конкурсной основе осуществляет департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг?
Корреспондент "РГ" попросила прокомментировать ситуацию директора этого департамента Валерия Скорика, однако его ответ был обтекаемым:
- Когда финансирование фонда прекратилось, он продолжил выполнять функции в рамках имеющихся возможностей. В частности, направил на финансирование инновационных проектов предпринимателей свыше 8 миллионов из внебюджетных источников. Все решения принимаются публично, в том числе и смета, по которой фонд работает с 2003 года. У него один учредитель - региональная администрация. Деятельность фонда - в компетенции высшего менеджмента области.
Так или иначе, фонд пока сохранили, видимо, посчитав, что поддержка малого бизнеса должна вестись одновременно из бюджета и за счет привлеченных ресурсов. Однако некоммерческий фонд - вместо помощи предпринимателям - сосредоточился на зарабатывании средств, что явно противоречит изначальным целям. "РГ" будет следить за развитием событий.