Теперь лоцман, который выводит суда из порта, должен знать не только правила судоходства, но и уметь пользоваться современной GPS-навигацией. Об этом говорится в "Положении о морских лоцманах Российской Федерации", которое сегодня публикует "РГ".
До утверждения новых правил лоцманские организации России руководствовались "Положением о государственных морских лоцманах", утвержденным приказом Министерства морского флота СССР еще 26 апреля 1973 года. После принятия в 1999 году нового Кодекса торгового мореплавания понадобилось 9 лет на разработку "Положения о морских лоцманах".
По сути новое положение мало чем отличается от упраздненного, исчезло слово "государственные", переписаны положения Кодекса торгового мореплавания и правила ГОСТа о требованиях к морским лоцманам и к порядку их аттестации. Теперь "ведущие суда" обязаны знать "характеристики и порядок технических систем навигации, идентификации, сигнализации, связи, контроля и управления судоходством (глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), глобальная система навигации и определения местоположения (GPS)". Более того, в случае если к судну, направляющемуся в порт, невозможно добраться на диспетчерском катере, предусмотрен экстренный выход - высадка лоцмана с вертолета. Положение оговаривает обязательную в таких случаях специальную подготовку для специалиста.
Комментируя "РГ" положение, лоцманский командир автономной некоммерческой организации "Морские лоцманы Санкт-Петербурга" Виктор Рябоконь сказал, что в целом документ хорошо продуман. Но это только первый шаг к созданию закона "О морских лоцманах России", в котором будут отражены все основные вопросы, гарантирующие стабильное и эффективное лоцманское обслуживание в портах России.
По словам Рябоконя, в морских странах существуют различные организационно-правовые формы лоцманской деятельности. Есть государственные, где лоцманы являются госслужащими, есть негосударственные и есть портовые, где они имеют статус работников портов. В ряде стран существуют как государственные, так и негосударственные лоцманы. Но наибольшее распространение (около двух третей от общего числа) получили самоуправляемые негосударственные лоцманские организации. Они в той или иной форме управляются самими лоцманами, хотя и находятся под жестким государственным контролем.
"Ассоциация морских лоцманов России выступает за единую национальную лоцманскую службу", - пояснил Рябоконь. И добавил, что сложная система взаимоотношений и взаимодействий при лоцманском обеспечении должна регулироваться специальным национальным законом. В нем, по убеждению собеседника "РГ", должны быть также прописаны все процедуры контроля и надзора со стороны властей, вплоть до приостановления деятельности лоцманской организации, не соответствующей установленным в законе требованиям. По убеждению Рябоконя, по таким законам живет большинство морских держав мира.