Когда молодой маме показали первый раз только что родившегося младенца, она в шоке произнесла: "Да он похож на муху, такой же беспомощный..." Врачи только виновато улыбались.
Мальчик родился с тяжелым врожденным дефектом - сильно укороченными конечностями. Как потом выяснит экспертиза, это результат препарата контерган, который в шестидесятых годах прошлого столетия в Германии назначали детям, старикам и беременным женщинам. Это средство как успокаивающее и болеутоляющее считали совершенно безобидным. А когда опомнились и забили тревогу, на свет уже появились более семи тысяч детей с врожденными уродствами. Им предрекали недолгую жизнь. Но медицина развивалась, и некоторые дети выжили, социально адаптировались и явили собой пример личного мужества и силы характера. Наиболее яркий пример - Готхильф Лорх, именно его новорожденного мама сравнила с мухой.
В этой семье детей больше не завели. А на Готхильфа, к слову, его имя переводится как Божья помощь, выплеснули весь запас родительской любви и заботы. Его очень баловали, угадывали любое желание и старались оградить от внешнего мира, спасая таким образом, по мнению мамы и папы, от непредсказуемой реакции окружающих. Но мальчик не собирался жить в обособленном мире, он хотел быть таким, как все его сверстники, учиться вместе с ними, работать, проводить свободное время.
- Не сразу удалось найти школу, которая согласилась принять такого инвалида, как я, - говорит Готхильф. - Но нашли. Я закончил учебу, а потом решил вообще уехать в другой город, чтобы начать жить заново, самостоятельно, не быть зависимым от постоянной опеки родителей.
И он уехал в Нойбранденбург, где живет по сей день. Готхильфу Лорху 47 лет, он социальный работник, консультирует инвалидов по разным вопросам, женат. Несколько лет назад организовал в Тюбингене союз "Мобильность, интеграция, коммуникация и инновация для инвалидов разных возрастов в Восточной Европе" и стал его председателем. Первые акции союз провел в Румынии. Недавно к инициативе Готхильфа присоединились и благотворительные фонды России. Первые города, где Готхильф нашел партнеров, стали Псков и Петрозаводск. В Петрозаводск Готхильф добрался своим ходом, приехал на машине, которую водит уже более двадцати лет. За время своего путешествия Лорх проехал 5500 километров на специально разработанном для него микроавтобусе. Это уникальная машина, другой такой нет в Европе.
Когда мы пришли на встречу с ним в петрозаводский социально-реабилитационный центр для детей-инвалидов "Родник", могли наблюдать эту потрясающую картину. Синий микроавтобус ловко заехал на территорию центра. Потом открылись двери и автоматически выдвинулась небольшая платформа, по которой на коляске выехал Готхильф. Водительское место устроено под инвалида. Руль сделан очень высоко, чтобы Готхильф мог свободно управлять им своими малюсенькими ручками. Тормоз также выдвинут прямо к нижним конечностям. Кресло водителя поворачивается в разные стороны, а вверху, прямо под рукой, пульт управления, именно оттуда Лорх и руководит своей умной машиной.
- Этот автомобиль со всеми техническими приспособлениями обошелся в 80 тысяч евро, - рассказывает Готхильф. - Сам я внес что-то около восьми тысяч, все остальное заплатило государство. Бесплатно мне достались и коляски, их у меня две.
Коляска - это тоже удивительный механизм. Ему не нужно применять никаких физических усилий, только кнопочки на пульте нажимай - и все. При необходимости коляска работает и как лифт, поднимая владельца на такую высоту, которая ему нужна, чтобы достать, например, что-нибудь с верхней полки шкафа. У Готхильфа в доме все устроено так, чтобы как можно меньше использовать чужую помощь. В квартире Лорха - безбарьерная среда, где он может свободно перемещаться на коляске. В ванной комнате сделаны специальные приспособления, при помощи которых Готхильф сам может сесть в ванну и также из нее выбраться. При посещении туалета ему тоже не нужны помощники, вода в унитазе течет не сверху вниз, как принято, а наоборот. Кстати, автоматически управляемыми колясками в Германии обеспечены все инвалиды. Их стоимость варьируется от 8 до 20 тысяч евро, все зависит от необходимых приспособлений. И все эти расходы берет на себя государство.
- Мне положена бесплатная помощь специального работника семь часов в день, - сказал корреспонденту "Российской газеты" Готхильф Лорх. - Я не могу сам одеваться, не могу готовить, мне нужна помощь в шопинге. Но я старался пользоваться услугами не больше трех часов. А после того как женился, мне и вообще помощь сократили. В доме, где я живу, в лифте, на котором спускаюсь в подвал в гараж, кнопки устроены так, чтоб мне было удобно их нажать, в моей квартире все выключатели и розетки на уровне моей руки. Я сам веду свои банковские дела, работаю на компьютере. В Германии государству выгоднее оплачивать инвалиду стоимость коляски, разных технических приспособлений, даже машины, чтобы он работал и платил налоги, чем он бы сидел дома и получал социальную пенсию.
Готхильф Лорх специально приехал в Петрозаводск, чтобы показать российскому обществу, что инвалиды могут вести активный образ жизни и даже без рук и без ног водить машину. Родители детей-инвалидов, пришедшие в реабилитационный центр на встречу с ним, только грустно улыбались и с некоторой завистью смотрели на его коляску, в которой он ощущает себя как рыба в воде. Да, их детям социальные службы выделяют коляски, но это, безусловно, не тот уровень. И в нашей стране практически нет фирм, которые специализируются исключительно на технических приспособлениях для инвалидов. У Лорха спросили: а где можно найти чертежи всех этих приспособлений? Сначала он даже не понял вопроса, ему и в голову не могло прийти заниматься этим самостоятельно. Зачем? Есть специалисты, которые делают это профессионально.
В Германии это хорошо усвоили. Там человек в инвалидной коляске, даже с тяжелой формой увечья, такой же гражданин, как и все остальные, может жить в свое удовольствие, с комфортом и всеми удобствами, работать, любить, иметь семью.