Вчера стало известно, что после авиакатастрофы в Перми назначена серьезная прокурорская акция.
Генпрокуратура России дала поручение транспортным прокурорам проверить главного российского авиаперевозчика "Аэрофлот - российские авиалинии" и всех его "дочек". Также будут проверены ведомства, которым поручен надзор за авиацией.
Официальный представитель Генеральной прокуратуры заявил корреспонденту "РГ", что прокурорам предстоит выяснить, как в авиакомпаниях исполняется законодательство об авиационной безопасности и безопасности полетов. А также принять меры для предотвращения нарушений, создающих угрозу безопасности на воздушном транспорте. Жесткие проверки будут проведены Генпрокуратурой еще и в Росавиации, и в Ространснадзоре.
Надо сказать, что впервые крушение самолета повлекло за собой такие серьезные разборки. Нет, без проверок и комиссий не обходилась ни одна авария. Но обычно все это делалось в рамках возбужденного уголовного дела, когда проверяли сам самолет и тех, кто ремонтировал конкретно упавший лайнер.
Трагедия в небе над Пермью, стоившая 88 жизней, стала крупнейшей в России с июля 2006 года. Практически сразу после аварии "Аэрофлот" поспешил откреститься от своей "дочки" и сказал, что порывает с ней все отношения, потому как они стоили компании слишком дорого во всех смыслах - и моральном, и материальном.
Кроме наших прокуроров, очередную проверку "организации контроля в сфере обеспечения безопасности полетов в России" начала Международная организация гражданской авиации (ICAO).
А ведь проверяли они нас совсем недавно, буквально пару месяцев назад - в июне 2008 года. Тогда, если судить по информации, опубликованной на сайте Рос-транснадзора, ИКАО провела контрольную проверку "обеспечения мер авиационной безопасности в РФ". А перед этим, в апреле-мае 2008 года, прошла плановая сертификация аэропорта Шереметьево, авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии", ЗАО "АэроМАШ-АБ" и учебного центра ЗАО "АэроМАШ-АБ", что позволило повысить уровень авиационной безопасности и готовность к проверке ИКАО. В целом, как сообщает на сайте ведомство, аудиторами ИКАО была дана положительная оценка мерам авиационной безопасности. И вот после всех хороших выводов - серьезное авиапроисшествие. Кстати, только в первом полугодии 2008 года самим Ространснадзором были проведены более 150 инспекционных проверок по "обеспечению авиационной безопасности аэропортов, авиакомпаний и авиапредприятий гражданской авиации".
Минтранс обещает "бороться путем их сокращения" со всеми небольшими авиакомпаниями, которые не в состоянии обеспечить безопасность полетов своих воздушных судов. Специалисты говорят, что в "черном списке" могут оказаться сразу 12 авиакомпаний. Поводом для столь серьезных заявлений от официальных лиц стала другая недавняя катастрофа. Под Челябинском погиб грузовой самолет Ан-12. Жертвами стали девять членов экипажа. Самолет принадлежал небольшой авиакомпании "Московия".
В прошлом году случилось несколько инцидентов с самолетами авиакомпаний, количество бортов в которых не больше пяти. В прошлом году наша авиация стала лидером по количеству происшествий среди стран СНГ. Такие данные приводились в докладе Межгосударственного авиационного комитета. Правда, на постсоветском пространстве у нас и самолетов больше всех. За год в гражданской авиации стран, которые входят в СНГ, было 45 авиапроисшествий, в которых погибло 103 человека. Причиной большинства стал так называемый человеческий фактор - ошибки и нарушения летного состава и персонала служб, отвечающих за полеты. Около половины авиакатастроф пришлось на нашу страну - 23 происшествия, в том числе 13 катастроф. В них в прошлом году погибло около 40 человек. Печальные цифры прошлого года уже перекрыты статистикой 2008 года, на счету которого уже 14 авиапроисшествий.