17.09.2008 03:31
    Поделиться

    Уже в следующем году Барнаул может превратиться в мегаполис

    В нашем регионе рассматривается возможность создания агломерации на основе объединения Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района.

    Тенденция к объединению краевых и областных центров с близлежащими муниципалитетами стала одной из самых модных в жизни сибирских территорий в 2008 году. Первый и самый очевидный плюс агломерации в увеличении численности муниципалитета. Со следующего года города-миллионники будут ежегодно получать из федерального бюджета по одному миллиарду рублей на поддержание инфраструктуры. Вдвое меньшая сумма уготована городам с населением от 500 тысяч человек, но не дотягивающим до одного миллиона. Есть и другая, хотя и не столь прямая, экономическая выгода: солидный инвестор охотнее идет в крупные города - там больше потенциальных потребителей. На сегодня о необходимости создания агломерации говорят во многих субъектах СФО.

    На Алтае инициатором объединения выступает губернатор Александр Карлин. В поддержку создания агломерации высказывается и мэр краевого центра Владимир Колганов. В Новоалтайске в августе прошли публичные слушания по вопросу объединения. В этом городе-спутнике свой проект создания барнаульской агломерации представлял разработчик - НИИ "Алтайагропромпроект".

    - Полагаю, что создание агломерации на основе этих муниципалитетов - насущная необходимость, - сказала "РГ" главный инженер института Ольга Морозова. - Экономика, инженерная и транспортная инфраструктуры этих городов и Первомайского района как минимум два десятка лет уже являются единым целым. Город-спутник и район испытывают огромное влияние барнаульского мегаполиса. Более того, по новому Градостроительному кодексу площади вокруг городов в радиусе 30-40 километров также рассматриваются как единое целое.

    Ольга Морозова подчеркнула, что агломерация будет выгодна не только краевому центру, но и Новоалтайску: "Он может предложить свободные, обеспеченные инженерной инфраструктурой участки под жилищное и промышленное строительство, с которыми в Барнауле - большой дефицит".

    Объединение территорий, по замыслу Карлина, даст возможность усилить их плюсы и смягчить минусы. "В пригородной зоне многие люди имеют дома, живут там и получают медицинскую помощь, а работают в Новоалтайске или Барнауле. И получается, что города имеют выгоду, а сельскому району остаются проблемы", - считает губернатор.

    Пока объединительные мотивы встречают минимум противодействия со стороны городских муниципалитетов и общественности. Мэр Новоалтайска Владимир Иванов говорит: "Сейчас мы предпринимаем первые шаги в этом направлении, идут предпроектные проработки создания троллейбусного маршрута".

    Экономика, инженерная и транспортная инфраструктуры Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района давно являются единым целым

    По мнению Владимира Ильича, объединение положительно скажется на культурных и транспортных связях между краевым центром и городом-спутником. Сейчас в Новоалтайске отводят большой участок под коттеджную застройку, в промзону этого города планирует перевести свои оптовые склады одна из крупнейших местных торговых сетей.

    На состоявшихся общественных слушаниях в Новоалтайске против объединения выступали лишь Совет ветеранов и ряд пенсионеров. "Пожилые люди просто не разобрались в том, что несет создание агломерации. Работающее население уже давно агломерировалось, не спрашивая чиновников", - уверены разработчики объединительного проекта.

    А вот селяне к предполагаемым переменам относятся традиционно настороженно. В Первомайском районе признаются, что новая структура для них не очень ясна. "Инициаторам объединения необходимо организовать совместные совещания, где каждый муниципалитет сможет выяснить все нюансы. Пока таких мероприятий не проводилось, - говорит глава района Владимир Букорев. - А между тем вопросы есть. В одном из документов, например, запланировано объединение с "частью Первомайского района". Означает ли это, что дальние сельсоветы должны отойти к другим районам?".

    Очевидные плюсы, полагает Букорев, агломерация получит лишь в том случае, если захватит многие сферы жизнедеятельности: систему здравоохранения, правоохранительные структуры. Проблемы, по его мнению, могут возникнуть из-за разных принципов работы сельских и городских органов власти.

    Пока первомайцы не находят явных плюсов в создании объединения. Потенциальные инвесторы и без того знают, что Новоалтайск и Первомайский район находятся в хорошей транспортной доступности к краевому центру, рассуждают крестьяне, а чтобы получить миллион жителей, Барнаулу надо "прирезать" к себе еще парочку районов.

    А как у соседей?

    Новосибирск

    Авторство идеи новосибирской агломерации принадлежит региональному отделению общественной организации "Деловая Россия". Лидер отделения Елена Дугельная, выступая на заседании городского экономического совета, заявила о необходимости подготовить предложения по повышению конкурентоспособности города.

    По мнению предпринимателей, агломерация необходима "для того, чтобы Новосибирск в условиях ужесточившейся конкуренции по-прежнему занимал третье место в стране". Инициаторы "сбора территорий" предлагают объединить Новосибирск и города-спутники Обь, Бердск, Краснообск и Кольцово. В итоге численность населения в муниципальном образовании превысила бы 1,5 миллиона человек.

    Пока эта идея не нашла поддержки на уровне исполнительной власти региона. Население Новосибирска и без того достаточно велико - 1,426 миллиона человек (по данным Всероссийской переписи 2002 года). Формальное присоединение городов-спутников вряд ли окажет значительное влияние на социально-экономический потенциал Новосибирска.

    Томск

    Четыре года назад реакция на инициативу спикера областной Думы Бориса Мальцева по созданию агломерации "Большой Томск" была неоднозначной. Руководители Томска, Северска и Томского района отвергали эту идею напрочь, некоторая часть интеллигенции ее поддержала, народ безмолвствовал.

    Сегодня идея создания агломерации представляется уже мерой как полезной, так и вынужденной. Главной ее предпосылкой является маятниковая миграция населения Северска и других близлежащих территорий в областной центр - это ежедневные поездки на работу и учебу.

    Устав Томской области позволяет создать агломерацию в форме административно-территориальной единицы, объединяющей несколько муниципальных образований второго уровня. Законом Томской области допускается создание округа. При таком подходе агломерация "Большой Томск" получит юридический статус и соответствующие границы, причем без вмешательства в территориальную компетенцию органов местного самоуправления.

    Полгода назад муниципальные власти Томска, Северска, Томского района и области сформировали рабочую группу для подготовки четырехстороннего меморандума об объединении. Документ определит основные положения для начала подготовки референдума и разработки нормативно-правовой базы будущего территориального образования. Кроме того, до конца года запланировано разработать единый проект развития агломерации.

    Пока же развитие агломерации Томска идет через создание межмуниципальных координационных советов. Наиболее часто совместно обсуждается развитие транспортных коммуникаций.

    Судя по результатам анкетирования, проведенного среди населения, идею агломерации поддерживают лишь 59 процентов участников опроса. "Сократится или увеличится количество чиновников?" - этот вопрос особенно волнует людей.

    Красноярск

    В Красноярскую агломерацию должны войти семь муниципалитетов: четыре города - Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск, Березовский и три района - Емельяновский, Сухобузимский и Манские. Совокупное население территорий достигает 1,2 миллиона человек. Соглашение о слиянии главы муниципалитетов подписали 17 апреля текущего года. В его рамках была создана корпорация "Красноярск 2020", которая занялась подготовкой проектов создания агломерации. Возглавил корпорацию бывший губернатор Эвенкии Борис Золотарев. Для создания проекта территориального планирования Красноярской агломерации потребуется до 14 месяцев. Смета финансирования достигает 80 миллионов рублей. По прогнозам, Красноярская агломерация станет реальностью к 2020 году.

    Поделиться