17.09.2008 03:47
    Поделиться

    Речные перевозки на Север осложнены из-за рекордно низкого уровня воды в Енисее

    Такого необычайно сильного обмеления главной речной магистрали края не было никогда.

    Основной причиной стало резкое сокращение водосброса на всех енисейских гидроэлектростанциях.

    - По информации водного управления, сегодня уровень водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС на 8,5 метра ниже среднемноголетнего, - комментирует генеральный директор транспортной компании Леонид Федоров, - на Красноярской ГЭС - на 2,5 метра. Средний уровень воды в Енисее сейчас составляет 2 метра 30 сантиметров, для нормального судоходства не хватает как минимум 60 сантиметров.

    Навигация, втиснутая в рамки короткого северного лета, и без того полна неприятных природных сюрпризов. Речники всегда пытались выжать из коротких сроков дополнительно денек-другой: весной караваны судов продвигались на Север вслед за кромкой ледостава, а осенью пытались проскочить уже "на грани фола", и нередко случалось, что кому-то приходилось дожидаться очередной весны в ледовом плену.

    В период северного завоза весь флот мобилизован, как во времена военного положения. Обычно каждый очередной урожай речные суда завозили на Таймыр в августе-сентябре, их так и называли "картофельными караванами". В эти дни как раз идет последняя стадия завоза, когда за Полярный круг забрасывают свежие овощи: морковь, свеклу, капусту и, конечно же, картошку. Если с этой задачей не удастся справиться, картофель и другие овощи придется доставлять в Норильск, Хатангу, Дудинку и другие северные города и поселки по воздуху. Тогда жители Заполярья на собственных карманах почувствуют, какова связь между уровнем воды в Енисее и ценой ведра картошки на норильском продовольственном рынке. Пароходство несет существенные убытки: чтобы не посадить баржи на мель, из Красноярска их вынуждены отправлять с большим недогрузом. В то же время на Север еще надо успеть "забросить" более 200 тысяч тонн. 

    Возникли проблемы и с пассажирскими перевозками. Большие речные теплоходы теперь не могут входить в Красноярский речной порт, и пассажиров, следующих на Север, вынуждены от речного вокзала автобусами доставлять за 350 километров в Енисейск, где они пересаживаются в каюты - там, в месте впадения Ангары, река почти вдвое увеличивает мощность и объем своего водного потока.
    - Такое в моей практике впервые, подобного мелководья в Красноярске еще не бывало до октября-ноября, когда флот уже заканчивал навигацию, - говорит капитан теплохода "Александр Матросов" Владимир Князев.

    Казалось бы, чего проще: взять и пополнить недостающие гидроресурсы за счет сброса части водохранилища Красноярской ГЭС. Но на просьбы речников открыть дополнительный шлюз энергетики, пережившие засушливое лето, отвечают отказом. И в этом есть свой резон: сбросить воду можно, но тогда предстоящей зимой Красноярский край может остаться без электроэнергии. Поэтому энергетики вынуждены экономить воду и до минимума сократили сброс в Енисей.

    - Не время искать виноватых, - считает начальник управления эксплуатации флота судоходной компании Сергей Преснов. - Думаю, в будущем надо правильно планировать и энергетикам, и всем другим службам.

    Кроме того, если уровень воды в Енисее упадет еще на метр, нарушится работа всех водозаборов, и город может остаться без питьевой воды.

    Кстати

    В этом году зафиксирован рекордно низкий уровень воды в Ангаре. Это и стало причиной аварии баржи с углем. При прохождении каменистого участка судно пробороздило дно, получило пробоину, но не затонуло.

    Поделиться