Кадровый голод в органах государственного и муниципального управления края становится все ощутимее. Для исправления ситуации предлагаются самые разные рецепты. Удастся ли привлечь квалифицированных специалистов, в корне не поменяв механизм работы госаппарата, выяснял корреспондент "РГ".
Резерв по конкурсу
С нехваткой грамотных сотрудников администрации и министерства начали сталкиваться еще несколько лет назад - бурно развивающийся бизнес, способный платить за труд с каждым годом все больше, снял кадровые "сливки" и продолжает забирать наиболее талантливых и перспективных работников. Однако и во властных структурах потребность в привлечении квалифицированных сил не снижалась, а только увеличивалась. На Ставрополье, например, катализатором резкого увеличения кадровой потребности стала реализация 131-го Федерального закона, изменившего структуру местной власти. Количество муниципальных образований выросло, и каждой из вновь образованных городских и сельских администраций понадобились сотрудники.
Решение проблемы подсказали на федеральном уровне - в середине лета глава государства заявил о необходимости создания резерва управленческих кадров, в том числе специальной "президентской квоты". По этому же пути пошел и Ставропольский край - постановлением губернатора от 25 июля утверждено положение, в котором детально прописаны механизмы включения потенциальных госслужащих в резерв, а также переводе из него в штат.
По замыслу авторов документа, скамейкой запасных должен обзавестись каждый орган государственной власти края, причем в абсолютном большинстве случаев отбор на нее должен вестись на конкурсной основе. Эксперты считают такой подход вполне рациональным, однако сомневаются в его исполнимости.
- Процедуры конкурсного отбора претендентов на замещение госдолжностей прописаны в законодательстве, однако до нынешнего момента они либо являлись пустой формальностью, либо попросту игнорировались, - говорит Константин Вишневский, руководитель общественной организации "Альтер Вита", - между тем именно кулуарность в принятии кадровых решений является существенным тормозом для попадания во власть квалифицированных управленцев со стороны.
Архаичная и часто коррумпированная система организации внутреннего распорядка государственных органов, по мнению Вишневского, погубила уже не одно благое начинание и может стать угрозой и для нынешнего. Грамотному и уважающему себя работнику проще уйти в бизнес-структуры или переехать в более продвинутый в части административной реформы регион, чем включаться в застарелые интриги или участвовать в полукриминальных "откатных" схемах.
- Не стоит ведь забывать, что не у нас одних кадровый голод - отмечает Вишневский, - под боком есть Краснодар, остро нуждающийся в "белых воротничках", а в столице и вовсе с руками отрывают любого вменяемого работника с менеджерским дипломом. Потому, кстати, не срабатывают многочисленные программы подготовки управленческих кадров - значительная часть их слушателей просто утекает за пределы региона.
Вернуть престиж
Чтобы суметь создать надежный механизм "переправки" подготовленных профессионалов на государственную службу, нужно еще и всерьез озаботиться проблемой социального имиджа чиновничества, который за последние десятилетия всерьез пострадал, уверен руководитель ставропольского филиала Северо-Кавказской академии госслужбы Юрий Васильев.
- Вернуть авторитет представителям органов власти - дело не одного года, - говорит Васильев, - многие сейчас не верят, что работники госструктур всегда руководствуются в своей деятельности социально-позитивными мотивами служения отечеству, потому что опыт общения с некоторыми чиновниками говорит об обратном.
С учеными солидарны и общественники. По мнению Вишневского, чтобы в государственных структурах изменилась атмосфера, появилась возможность эффективной командной работы, руководителям нужно отказаться от практики приема на работу сотрудников "по знакомству" или за деньги. Между тем в регионах Кавказа эту проблему решать еще толком не начинали. Местные традиции бороться с кумовством практически не позволяют - прошлогодняя инициатива Генпрокуратуры РФ о переносе наиболее громких судебных дел из кавказских республик в Ростов-на-Дону ввиду невозможности объективного их рассмотрения на месте - тому наглядный пример.
Необходимо и пересмотреть существующие в государственных органах схемы оплаты труда, прежде всего в части увеличения доходов низовых должностей. Помогло бы привлечь специалистов и использование других способов материальной стимуляции - в муниципалитетах отлично сработало бы предоставление успешным работникам служебного жилья.
Однако даже если министерства и ведомства все же решатся стать привлекательными для работы, вовсе не факт, что нужное количество подходящих кандидатов в крае найдется - изобилие вузов, взявшихся готовить студентов по специальности "государственное и муниципальное управление", парадоксальным образом не решает, а только усугубляет проблему.
- Лицензии на обучение будущих чиновников в крае имеет едва ли не десяток вузов, в том числе и мало связанных с практикой работы органов власти и управления. Конечно, качество подготовки специалистов просто не может в этом случае быть высоким, - говорит Юрий Васильев. - Ситуацию усугубило и принятие закона о госзаказе, который перевел предоставление образовательных услуг на конкурентную основу. Может быть, эта мера и стала действенной в борьбе с коррупцией, но в нашем случае девиз "чем ниже цена, тем ближе победа в конкурсе" привел к фактическому исчезновению принципа преемственности в профильном образовании.
По мнению Васильева, ситуацию могло бы изменить к лучшему возрождение практики подготовки специалистов по целевому набору, существовавшей в советское время. Конечно, способ этот затратный, но, как считают ученые, он себя окупал, позволяя формировать и кадровое ядро административных служб, и их резервы. К слову, в прошлом десятилетии краевые власти активно пользовались этой схемой, заказывая "целевиков" для своих подразделений, однако в начале 2000-х идея была позабыта.
Примеры с мест
Тем временем ряд муниципалитетов уже озаботился модернизацией кадровой политики по собственной инициативе. Так, в краевом центре Ставрополья была принята городская программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников городской администрации. В соответствии с поставленными задачами начиная с прошлого года выделяются средства из местного бюджета на обучение руководящего состава, рядовых муниципальных служащих, а также выпускников ставропольских школ.
- За прошедший год обучились за счет бюджетного финансирования 135 наших сотрудников - почти пятая часть общего штатного состава, - говорит руководитель городского управления кадровой политики Виктория Ткачева, - в нынешнем году ожидаем увеличения этой цифры.
Отдельно стоит остановиться на подготовке вчерашних школьников - это тот самый целевой набор, от которого отказалась несколькими годами ранее краевая власть. По целевой программе город направляет выпускников школ на обучение в вузе, гарантируя дальнейшее трудоустройство в органах муниципальной власти. Количество таких ребят невелико - в нынешнем году их всего семеро, однако город с его относительно небольшим штатом больше трудоустроить и не смог бы.
Впрочем, по мнению экспертов, отдельные инициативы на муниципальном уровне ситуацию вряд ли способны в корне изменить. Начинать процесс изменения стиля работы административных органов нужно сверху, а политическая воля должна исходить как минимум от регионального руководства, считает Константин Вишневский. Только тогда удастся создать систему государственной службы, способную привлекать в свои ряды действительно профессиональных и честных управленцев.