В Арбитражном суде Приморского края в эти дни слушается уникальное дело. Разбирается спор между прокуратурой края и судебным департаментом.
Беспримерное поведение
Предмет спора для арбитража традиционный - о том, кому занимать два этажа здания по улице Пушкинской, 43, в котором располагается федеральный суд Ленинского района Владивостока. Даже сами юристы в разговоре с корреспондентом "РГ" назвали ситуацию, которая вполне может войти в учебники юридических вузов, "боданием и потехой". Чтобы прокурорские спорили с судебными из-за помещения? Примеров такого рода в России, наверное, нет.
В 1991 году удача улыбнулась работникам Ленинского суда. Тогда президент Ельцин своим распоряжением № 32-РГ, а затем в 1996 году распоряжением № 401 закрепил бывшее имущество коммунистической партии за федеральными судами. Служителям Фемиды отошли третий и четвертый этажи на Пушкинской, 63.
А вот в цокольном и первом этажах еще долгое время находились различные социальные муниципальные службы. Администрация краевого центра обязалась помещение освободить для размещения в них суда. А когда освободила и судебный департамент уже готовился зарегистрировать за собой право собственности на эти этажи, их стали занимать... работники прокуратуры Ленинского района.
Конвой устал
Правосудие должно отправляться на должном уровне. Юристы это знают как никто другой. Важен не только профессионализм судей, но и условия, в которых они работают. Да и участники процессов должны иметь возможность хотя бы снять верхнюю одежду, где-то поговорить, сосредоточиться, выработать линию поведения. В федеральном суде Ленинского района таких условий нет. Совсем недавно при рассмотрении в суде уголовного дела от духоты в обморок упал пожилой подсудимый.
- На 23 судьи у нас приходится четыре зала судебных заседаний. А общая численность работников 98 человек, - рассказал корреспонденту "РГ" председатель районного суда Николай Кучинский. - В рабочие дни на двух этажах суда собираются до 250-300 человек: подсудимые, конвой, свидетели, родственники участников процессов, адвокаты, слушатели. Порой трудно пройти по коридору. В таких условиях весьма сложно обеспечивать равные права участников уголовного и гражданского судопроизводства, а также общую безопасность граждан. Я полагаю, это далеко не государственный подход в споре двух госструктур.
Но надеждам судей на расширение помещений сбыться пока не довелось. По-прежнему на двух этажах суда находятся сотни человек, а на еще двух, занятых прокуратурой - два-три десятков сотрудников.
К слову, "РГ" предлагала краевой прокуратуре высказать свою точку зрения на затронутую тему. В прокуратуре ответили отказом.
Пока суд да дело
В декабре прошлого года Арбитражный суд Приморского края признал право Ленинского суда занимать первый, цокольный и второй этажи здания на Пушкинской, 63.
Несмотря на это прокуратура края считает, что, если судебному департаменту была некогда передана часть партийного имущества, это не означает, что оно в обязательном порядке должно передаваться и дальше. Что судебный департамент не предпринимал усилий, чтобы ускорить освобождение первого, цокольного и второго этажей от муниципальных служб, что суд обеспечен рабочими площадями.
В марте этого года кассационную жалобу на такое решение от заместителя прокурора края рассмотрел Федеральный арбитражный суд Дальневосточного федерального округа. Он подтвердил правильность решения Приморского арбитража.
Но на этом судебная тяжба не закончилась. Территориальное управление федерального агентства по управлению имуществом распорядилось отдать первый этаж по улице Пушкинской, 63 - прокуратуре, а цокольный - следственному комитету. И опять районный суд остался ни с чем. И снова подал иск в краевой арбитраж. Слушания назначены на конец сентября, пока же приняты меры по обеспечению иска - арест на цокольный этаж здания.