Новости

18.09.2008 07:00
Рубрика: Власть

Арктике определят границы

Члены Совбеза обсудили, как себя вести на Севере

Вчерашнее заседание Совета безопасности было посвящено проблемам развития северных территорий. Дмитрий Медведев пообещал уделить особое внимание госполитике в Арктике.

- Этот регион, без преувеличения, имеет стратегическое значение для нашей страны, - начал свое выступление президент, - с его развитием напрямую связано решение многих долгосрочных задач.

Свои слова Медведев тут же подкрепил цифрами: сегодня около 20 процентов ВВП нашей страны и 22 процента общероссийского экспорта производится в Арктическом регионе. Арктика очень богата редкими и драгоценными металлами, там расположено и несколько крупных нефтегазовых провинций. По оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. "По оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире, и использование этих ресурсов - залог энергобезопасности России в целом", - сказал Медведев.

Еще одно важное достоинство арктической зоны - трансконтинентальная система "Северный морской путь", которая способна связать воедино европейские и дальневосточные морские и речные маршруты, а за счет снижения транспортных расходов оживить деловые связи российских и зарубежных партнеров.

- Подчеркну, что все эти огромные инвестиционные и экономические возможности пока остаются лишь потенциальными, - сказал Медведев. - Сегодня освоение арктических территорий сдерживается неразвитостью экономической инфраструктуры, нерешенностью социальных проблем (в том числе отсутствием дешевого массового транспорта и острой нехваткой жилья). "Надо только вдуматься в эту цифру, - с сожалением отметил президент, - число очередников на получение жилищных субсидий в этом регионе составляет 650 тысяч человек". В результате продолжается массовый отток населения с северных территорий, а демографическая ситуация остается очень сложной. "Отсутствие дорог, местного авиасообщения - оно практически деградировало в постсоветский период, - современных речных и морских портов, изношенность флота, в том числе ледокольного, - это ощутимое препятствие в реализации богатого инвестиционного потенциала Арктики", - сказал президент.

Сейчас одна из основных задач государства - превратить Арктику в "ресурсную базу России ХХI века". Для этого должен быть решен целый ряд специальных вопросов, главный из которых - обеспечение надежной защиты российских интересов в регионе. Необходима и прочная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность России в Арктике. "Прежде всего надо доработать и принять федеральный закон о южной границе арктической зоны России", - отметил Медведев. В ближайшей повестке дня государства значится и договорно-правовое закрепление оформления внешней границы континентального шельфа. "Это наш долг перед потомками, - подчеркнул президент, - мы должны надежно и на долгосрочную перспективу обеспечить защиту российских интересов в Арктике".

В северные земли государство уже давно начало вкладывать немалые средства, в том числе в рамках федеральных целевых программ. Однако пока сохраняются проблемы нерационального использования ресурсов. Но все проблемы Арктики, по убеждению Медведева, не могут в полной мере решаться за счет бюджета. "Здесь как нигде необходимо гармоничное сочетание возможностей государства, бизнеса и местного самоуправления", - считает президент.

Среди ближайших приоритетов государства - развитие транспортной инфраструктуры Арктики. Предстоит модернизировать дороги и деградировавшее авиасообщение, проблемой остается изношенность флота, в том числе ледокольного. Ключевой вопрос - техническое переоснащение аэропортов. "Необходимо развивать конкуренцию на внутренних авиаперевозках, - сказал президент. - В то же время без перевозок по нерентабельным направлениям тоже не обойтись, особенно на Севере". Базовый элемент арктической транспортной системы - это, конечно, Северный морской путь, который призван обеспечить постоянное снабжение северных регионов всем необходимым. Для модернизации инфраструктуры Северного пути нужна современная система навигации, поиска и спасения. И Медведев призвал развивать эту трассу как стратегическую национальную магистраль России.

Коснулся президент и экологических проблем Арктики. Здесь в первую очередь необходима охрана окружающей среды и развитие экологического туризма, чтобы сохранить уклады коренных народов Севера. Наконец, еще один вопрос - развитие социальной сферы, продвижение новых технологий, улучшение системы образования на Севере, модернизация лечебных учреждений Арктики.

Как сообщил по окончании заседания секретарь Совбеза Николай Патрушев, правительству было дано поручение к 1 декабря подготовить план реализации основ государственной политики в Арктическом регионе, основы которой уже одобрил президент. "Мы должны определить границы на севере нашей страны, где проходит Арктика. Мы называем цифру 18% нашей территории. При этом говорим, что 20 тыс. км госграницы проходит в этом регионе", - сказал Патрушев. "Мы должны отстаивать наши интересы в Арктике, но мы понимаем, что арктические государства - Канада, Норвегия, Дания и США - они также будут отстаивать свои интересы", - отметил Патрушев.

Помимо всего прочего, по словам Патрушева, на заседании Совбеза обсуждались вопросы международной безопасности, экономической деятельности, военная и пограничная безопасность в Арктике, а также социальные вопросы. "Все это нужно рассмотреть в комплексе", - сказал Патрушев, отметив, что в настоящее время реализуются восемь федеральных целевых программ в десяти российских субъектах, которые относятся к Арктическому региону.

Власть Работа власти Госуправление Президент Арктика: битва за ресурсы