Несмотря на падение стоимости нефти на мировых биржах до 91 доллара за баррель, изменение розничных цен на российском рынке топлива не предвидится. К такому выводу пришли вчера в Торгово-промышленной палате РФ на заседании подкомитета по моторному топливу.
Независимые бензиновые колонки летом почти не имели дохода, их маржа составляла 70 копеек за литр 92-го бензина либо уходила в ноль, сообщила эксперт Наталья Шуляр. Что касается ценообразования на бензоколонках нефтяных комплексов, то из 23 рублей цены бензина 10 рублей приходилось на добычу, а 13 рублей уходило на налоги. По мнению Шуляр, необходимо ослабить налоговую составляющую, и только тогда возможно снижение стоимости бензина для потребителей. Сейчас же нефтяные продавцы на розничном рынке будут "добирать прибыль, чтобы не работать себе в убыток при продаже сырой нефти", отметила эксперт.
Кроме того, монополия на нефтяном рынке России, считают специалисты, негативно влияет на саму отрасль. По мнению главы подкомитета Евгения Островского, монополия - это искусственно созданная благоприятная среда для компании, которая сказывается на ее инвестиционной привлекательности и способности нормально действовать в рыночных условиях. "Чистая" себестоимость добычи тонны нефти сейчас составляет 2-2,5 тысячи рублей, а с налогом - уже 6 тысяч рублей. Представители Торгово-промышленной палаты констатировали, что нынешняя налоговая система пригодна только для растущего нефтяного рынка. Экспортная пошлина за тонну составляет 485 долларов. Только при разрыве связи налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с мировой ценой на нефть можно ожидать благоприятной ситуации для российских потребителей топлива. Кроме того, через налоги необходимо стимулировать топливные компании направлять свои капиталовложения в развитие и нефтеразведку. Это значит, что если компания получает прибыль и вкладывается в модернизацию, она получает определенные налоговые послабления.
Еще одной проблемой для потребителей топлива как автомобильного, так и авиационного стало введение с 6 сентября техрегламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Несмотря на то что технический регламент разрабатывался в течение 2,5 лет, по мнению Евгения Островского, в нем механически скопировали европейские нормы. Однако ни российские производители, ни потребители в полной мере не готовы, чтобы им соответствовать. Для бизнеса, например, необходимо 6 лет и 50 миллиардов долларов вложений, чтобы перестроить свои производства. Введение техрегламента ставит, по сути, вне закона все топливно-заправочные комплексы аэропортов, так как топливо, несмотря на свою безопасность, не соответствует этому документу. А с 1 января 2009 года, согласно техрегламенту, будет прекращено производство бензина марки А-92. По мнению Островского, это значит, что в отечественных "Жигулях" через две тысячи километров будут прогорать клапана при заправке бензином марки А-95.
У Росрезерва тоже в связи с техрегламентом возникли проблемы. Подкомитет ТПП намерен обратиться с просьбой о приостановке действия техрегламента до решения всех проблем, так как это касается не только гражданских машин, но и армейских, которые "заточены" под существующее топливо. Есть сведения, что сейчас готовится проект постановления правительства о переносе срока ввода техрегламента на 1 января 2009 года, а до 1 декабря планируется в техрегламент внести изменения.
Что касается перспектив развития в нефтеперерабатывающей промышленности до 2030 года, то генеральный директор "ВНИПИнефть" Владимир Капустин подчеркнул необходимость углубления нефтепереработки. На данный момент, по его словам, "резкое падение мирового фондового рынка отразилось и на модернизации нефтеперерабатывающих заводов, так как компании брали в иностранных банках кредиты в рамках перекредитования, которое сейчас прекращено". Капустин отметил, что теперь им придется искать новые средства на модернизацию и строительство.