Постоянный Комитет Союзного государства готовит очередное заседание Совета Министров Союзного государства, которое намечено провести в начале октября. На заседании Совмина планируется рассмотреть более 15 актуальных вопросов интеграции Беларуси и России. Подведение итогов торгово-экономического сотрудничества наших стран в первом полугодии нынешнего года - ключевой вопрос повестки дня заседания. Накануне союзного Совмина об этом мы беседуем с Государственным секретарем Союзного государства Павлом Бородиным. Госсекретарь, как обычно, бодр, энергичен, настроен по-деловому.
- Павел Павлович, разговор у нас, как мы и условились заранее, пойдет сегодня о взаимной торговле, о масштабности и значимости торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России. Но прежде, поскольку события вокруг Южной Осетии и Абхазии остаются в центре мировой политики и интересов наших читателей, не могу не попросить прокомментировать заявление президента Республики Абхазия Сергея Багапша, который на днях на встрече с участниками дискуссионного клуба "Валдай" в Сочи заявил: "Абхазия намерена подать заявку на участие в Союзном государстве и не исключает своего членства в Союзе Независимых Государств и Организации Договора о коллективной безопасности".
- Считаю, что Абхазия и Южная Осетия, обладающие с момента признания их независимости Российской Федерацией международной правосубъектностью, могут вступить в любую международную организацию, в том числе в Союзное государство. Напомню, что президент России Дмитрий Медведев на встрече с президентом Франции Николя Саркози на прошлой неделе подчеркнул: решение о признании Россией Южной Осетии и Абхазии является окончательным и бесповоротным. "Для нас этот вопрос закрыт, с точки зрения международного права для нас возникло два новых государства", - сказал российский президент. На следующий день Россия установила дипломатические отношения с Южной Осетией и Абхазией. А вчера в Кремле на высшем уровне были подписаны Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи России с Южной Осетией и Абхазией.
Признание Абхазии и Южной Осетии другими государствами - вопрос времени. Именно в таком ключе высказывается президент Беларуси Александр Лукашенко. По его словам, придет время - и в Беларуси рассмотрят вопрос признания независимости Абхазии и Южной Осетии, как это было сделано в России, то есть в парламенте.
Дело в том, что в Беларуси уже через несколько дней пройдут парламентские выборы, будет сформирован новый парламент. И вот тогда в соответствии с законодательством Республики Беларусь этот вопрос будет рассмотрен. К слову, Беларусь уже сейчас активно помогает восстанавливать Южную Осетию.
С точки зрения экономики вступление Абхазии и Южной Осетии в Союзное государство, подключение их к научно-производственным союзным программам будет способствовать укреплению экономического развития и повышению уровня жизни населения этих республик.
- Понятно. Теперь перейдем к торговле. Какие основные тенденции и особенности торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России характерны для текущего года?
- Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что наша интеграция в экономической сфере активно развивается. К слову, индикатором этого процесса может служить значительное увеличение количества вопросов, связанных с экономикой и торгово-экономическим сотрудничеством, которые рассматриваются и решаются на заседаниях Совета Министров Союзного государства. Итоги торгово-экономического сотрудничества наших стран также ежегодно рассматриваются на заседаниях Высшего Государственного Совета Союзного государства. Возникающие проблемы и препятствия в торгово-экономическом взаимодействии по мере необходимости рассматриваются на заседаниях Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства.
Ведется последовательная работа по выработке единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран. Главные ориентиры в этой работе - установление и применение в отношении с третьими странами одинаковых торговых режимов, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования. Отмена таможенных пошлин во взаимной торговле, а также налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, принесла ощутимый экономический эффект в виде роста товарооборота между нашими странами. Торговля между государствами - участниками Союзного государства осуществляется беспошлинно, за исключением товаров третьих стран и поставок российской нефти в Республику Беларусь.
- И каков на сегодня объем взаимного товарооборота?
- Объем взаимной торговли за период с 1995-го по 2007 год возрос с 5,2 до 26 миллиардов долларов, то есть вырос в пять раз. По итогам первого полугодия 2008 года товарооборот составил 18,011 миллиарда долларов, увеличившись на 60,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Есть все основания полагать, что по итогам 2008 года наш товарооборот превысит 34 миллиарда долларов.
- Да, эти цифры убедительно свидетельствуют о результативности строительства экономических основ Союзного государства. А если посмотреть по российским регионам - какая складывается картина, кто впереди по товарообороту?
- В прошлом году ведущее место в торгово-экономическом сотрудничестве с Республикой Беларусь занимали Тюменская область, на долю которой приходилось 32,4 процента российско-белорусского товарооборота, город Москва - 15,4 процента, Московская область - 7,3, Санкт-Петербург - 4,3, Республика Татарстан - 3,9, Смоленская область - 2,3, Нижегородская - 2,2, Свердловская - 1,9, Вологодская - 1,4, Ярославская область - 1,5 процента. В целом на долю этих 10 российских регионов в 2007 году приходилось 72,6 процента внешнеторгового оборота Республики Беларусь с Российской Федерацией. Эти же регионы наиболее активно сотрудничают с Республикой Беларусь и в нынешнем году.
- Отличается ли торговля России с Беларусью от торговли с другими странами?
- Характерной особенностью развития взаимной торговли между нашими странами в последние годы является то, что в структуру торговли входят не только сырьевые товары, но и продукция с высокой степенью переработки, машины и механизмы, продукты питания. Именно это существенно отличает российско-белорусскую взаимную торговлю от торговли с другими странами. Из российских регионов в Беларусь поставляются в основном энергоносители, продукция металлургии, химической и нефтехимической промышленности. Из Беларуси - главным образом сельхозтехника, транспортные средства, машиностроительное оборудование, минеральное сырье и продукты питания.
В целях создания единого экономического пространства обеспечивается поэтапное сближение основных показателей экономического развития и уровня жизни населения, создаются условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Проводится работа по принятию балансов спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства.
- Что может служить резервом для углубления торгово-экономического сотрудничества наших стран?
- Прежде всего это укрепление связей на уровне регионов, а также активная реализация программ Союзного государства. Сегодня сотрудничество регионов Беларуси и России направлено на эффективное использование имеющихся в регионах производственных потенциалов, развитие специализации и кооперирования предприятий, совершенствование ранее сложившихся экономических связей.
В настоящее время на региональном уровне заключено и действует более 200 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве.
Многие вопросы в межрегиональном сотрудничестве стороны решают через заседания Советов делового сотрудничества, совместных комиссий, рабочих групп по сотрудничеству, организацию "круглых столов". Значительный вклад в развитие сотрудничества вносят выставки-ярмарки белорусских товаров в России и российских товаров в Беларуси, проведение Дней городов. Действенным механизмом сотрудничества являются деловые визиты и рабочие встречи различного уровня. Так, в 2007 году состоялось восемь визитов делегаций регионов России в Республику Беларусь и семь визитов правительственных делегаций Беларуси в регионы Российской Федерации, в ходе которых подписано 18 документов о дальнейшем развитии торгово-экономических отношений.
Эффективному расширению регионального торгово-экономического сотрудничества способствует деятельность 15 двусторонних рабочих групп, комиссий и советов (с Московской, Ленинградской, Нижегородской, Челябинской, Ростовской, Брянской, Ивановской, Курской, Калининградской, Вологодской областями, Санкт-Петербургом, Москвой, Алтайским краем, Республикой Саха (Якутия), Республикой Чувашия).
В текущем году состоялись три заседания Совета делового сотрудничества с Москвой, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Новый импульс по активизации и расширению двустороннего сотрудничества придали визиты правительственных делегаций и деловых кругов Республики Беларусь в такие российские регионы, как Санкт-Петербург, Ленинградская область, Красноярский край, визит делегации Пензенской области в Могилевскую область.
Активная политика интеграции, проводимая руководством Союзного государства, инициирует расширение эффективных связей регионов.
Так, 8-10 сентября проходил рабочий визит делегации Вологодской области в Беларусь, в ходе которого состоялось второе заседание Совместной комиссии по развитию сотрудничества, подписаны программа развития сотрудничества на 2009-2010 годы и соглашение между правительством Вологодской области и Гродненским областным исполнительным комитетом о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
- Как продвигается создание единого таможенного пространства Союзного государства?
- На этом важнейшем направлении в строительстве Союзного государства большую работу вместе с Постоянным Комитетом Союзного государства проводит Таможенный комитет Союзного государства, в рамках которого на протяжении ряда лет осуществляется успешное сотрудничество таможенных ведомств Беларуси и России. Заседания Коллегии Таможенного комитета проходят ежеквартально. В текущем году Таможенный комитет Союзного государства уделял большое внимание вопросам упрощения порядка пересечения российско-белорусской границы, а также унификации таможенных правил и процедур в Союзном государстве.
На заседаниях коллегии Таможенного комитета Союзного государства 14 февраля в Гродно и 10 июня в Светлогорске Калининградской области были рассмотрены актуальные на сегодняшний день вопросы и достигнуты договоренности по решению таких проблемных вопросов, как многократное использование удостоверений ввоза транспортных средств в отношении рейсовых автобусов и многократное применение (общим сроком на 6 месяцев) удостоверений ввоза транспортных средств, временно ввозимых на территорию Российской Федерации гражданами Республики Беларусь.
В ходе заседаний коллегий Таможенного комитета Союзного государства было отмечено, что одним из наиболее актуальных вопросов является поэтапный перенос таможенного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Союзного государства. Создана рабочая группа из представителей ФТС России и ГТК Беларуси, которой поручено подготовить перечень мероприятий организационного и практического характера по переносу таможенного контроля.
- Что еще не согласовано в этой сфере?
- Обратный ввоз на территорию Российской Федерации товаров российского происхождения, ранее вывезенных из России на территорию Республики Беларусь. Унификация подходов к организации таможенного сопровождения российской и белорусской таможенными службами. По этим вопросам проводится активная работа в рамках поручений Таможенного комитета Союзного государства.
Следует особо отметить важность проводимой работы в рамках реализации союзных программ в таможенной сфере. В настоящее время реализуется программа по внедрению второй очереди Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства.
Очередное заседание Таможенного комитета Союзного государства планируется провести в третьем квартале 2008 года. В рамках планируемого заседания предполагается рассмотреть совершенствование существующих и разработку новых совместных таможенных технологий, направленных на перенос таможенного контроля на внешние границы Союзного государства. Будут также обсуждаться создание условий для беспрепятственного перемещения товаров по территории Союзного государства, развитие перспективных технологий информационного взаимодействия таможенных органов, практическое взаимодействие с целью постепенного внедрения единого административного документа с целью интеграции таможенных служб России и Беларуси в Европейскую систему транзита.
Эти меры предусматривают организацию надежного и эффективного таможенного контроля на внешней границе Союзного государства с полной отменой или значительным уменьшением числа процедур таможенного контроля на российско-белорусской границе.
- Наша газета неоднократно писала о большой работе, которая проведена по обустройству таможенной инфраструктуры в рамках союзной программы развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь.
- В 2007 году эта союзная программа завершена, построено и реконструировано восемь пограничных пунктов таможенного оформления, в результате их пропускная возможность увеличилась почти на 20 тысяч автомобилей в сутки. Итоги реализации программы планируется рассмотреть на заседании союзного Совмина. В настоящее время в рамках Таможенного комитета разрабатывается проект новой союзной программы, направленной на реконструкцию и обустройство еще ряда пунктов пропуска таможенного оформления. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что созданы возможности для того, чтобы в достаточно короткие сроки завершить работу по достижению более высокого этапа экономической интеграции - Таможенного союза.
- Правительством России сегодня ставятся беспрецедентные по масштабам задачи, связанные с использованием транзитного потенциала страны. Какие перспективы возникают в связи с этим у Союзного государства?
- В развитие дорог и дорожной инфраструктуры в ближайшие годы в России планируется вложить более 13 миллиардов российских рублей. Речь идет о строительстве более 50 тысяч километров дорог с применением новых технологий и материалов. Это напрямую связано с реализацией союзных программ по обустройству внешней границы Союзного государства, созданию таможенной и пограничной инфраструктуры, отвечающей требованиям мирового уровня. Достигнутые Союзным государством в этих направлениях результаты позволяют ставить перспективные задачи по наращиванию межгосударственного транзита.
В настоящее время поэтапно развивается система евроазиатских транспортных связей и международных транспортных коридоров, проходящих по территории Союзного государства, проводится целенаправленная работа по развитию белорусских и российских участков транспортных коридоров.
В частности, трансъевропейский транспортный коридор имеет реальную перспективу стать главным маршрутом, соединяющим страны Европы от Великобритании до Урала с последующим продолжением до российских дальневосточных портов, что обеспечит выход на морские пути Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это приоритетный маршрут создаваемой евроазиатской транспортной сети, связывающей страны Евросоюза с азиатскими государствами мира.
Необходимо создать высокотехнологичную транспортную систему, основанную на принципиально новых инфраструктурных решениях, предназначенную для создания современных транспортных и информационных связей, в первую очередь всех регионов Союзного государства, а также стран Европы, Азии и других континентов.
Интеграция в составе транспортной системы всех видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, авиационного, речного и морского), создание универсальных транспортно-логистических и транзитно-распределительных центров позволят на качественно новом уровне регулировать все грузовые и пассажирские потоки.
Транспортная система, рассчитанная на перспективы роста экономических связей стран, сама будет способствовать значительному экономическому росту Союзного государства, значительно ускорит процесс создания и развития конкурентоспособных промышленных производств в различных сферах: машиностроительной, металлургической, строительной, энергетической, нефтехимической и других. Позволит также изменить демографическое положение в Союзном государстве, более равномерно распределить население вдоль транспортных коридоров, создать условия для повышения уровня жизни населения.
На сегодняшний день, с моей точки зрения, необходимо разработать комплекс мер, способствующих дальнейшей интеграции транспортной инфраструктуры Союзного государства в мировую транспортную систему. Нам необходимо также разработать взаимоувязанные комплексные программы по развитию железнодорожного, автомобильного, авиационного, речного и морского транспорта, а также дорожного хозяйства, сконцентрировать финансовые и организационные усилия по созданию и совершенствованию транспортной инфраструктуры, создать благоприятные условия для инвесторов, направляющих средства на строительство и модернизацию объектов транспортной инфраструктуры Союзного государства. Следует уделять внимание созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров, разделению железнодорожных линий на грузовые и пассажирские, устранению разрывов и так называемых "узких мест" на основных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях, разработать мероприятия по совершенствованию управления транспортными потоками с созданием интеллектуальных систем, основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий, создать условия для навигационного обеспечения транспортного комплекса Союзного государства средствами ГЛОНАСС.
Благодаря реализации этих мероприятий Союзное государство получит возможность реализовать свое уникальное географическое положение как транзитного моста между Европой и Азией. Кроме того, Союзное государство не только сильнее "привяжет" к себе Европейский союз, но и качественно улучшит весь комплекс взаимоотношений со странами Дальневосточного региона.
- Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в торгово-экономической сфере?
- Убежден, что одним из факторов дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества наших стран станет разработка и реализация значительного числа программ и проектов Союзного государства. Практика показывает, что интерес к созданию совместных производств растет год от года. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время в союзном строительстве следует ожидать увеличения количества совместных программ и объемов их финансирования. Реализация каждой совместной программы придает новый инновационный импульс развитию экономики, создает дополнительные рабочие места. Этому также способствует увеличение бюджета Союзного государства. Так, если в 1998 году он был в объеме 585 миллионов российских рублей, то за прошедшие 12 лет увеличился в семь раз.
Полагаю, что активизация взаимодействия горгово-промышленных палат наших стран, в том числе и через организацию торгово-промышленных выставок, их проведение на территории государств СНГ, стран ЕС внесет свой вклад в вопросы активизации взаимной торговли Беларуси и России.
Ежегодная разработка прогнозных балансов спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на пятилетние сроки, а также среднесрочных и долгосрочного прогнозов социально- экономического развития Союзного государства способствует активизации торгово-экономического взаимодействия наших стран.
Полагаю, что следует уделить особое внимание кадровой подготовке специалистов в области торговли в Союзном государстве. Возможно, потребуется разработка на межгосударственном уровне специальной программы обучения с привлечением в качестве головных исполнителей - министерств образования Беларуси и России и ее внедрением в ведущих экономических вузах.
- Последний вопрос. Россию недавно предупредили, что ее вступление во Всемирную торговую организацию откладывается. Может ли это негативно сказаться на ходе взаимной российско-белорусской торговли?
- Нет, конечно. Все как раз наоборот. Вот если бы вступление России в ВТО форсировалось, то пришлось бы вносить в российскую переговорную позицию определенные дополнения, касающиеся условий нашей преференциальной торговли, с другой стороны, потребовалось бы внесение определенных корректив в наши двусторонние договоренности. Я уже отмечал, что наш взаимный товарооборот за первое полугодие этого года превысил аналогичные показатели прошлого года на 60 процентов. Вот и судите сами, могут ли наши страны уверенно развиваться, не будучи членами Всемирной торговой организации. Я уверен, что изменения установленных между нашими странами правил ведения взаимной торговли будет только нам во вред. В случае присоединения одного из наших государств в ВТО между нами встанут некие иностранные торговые арбитры, которые будут нас поучать, как вести взаимную и внешнюю торговлю. Нужно ли нам это?
С другой стороны, итоги взаимной торговли Беларуси и России - основного показателя взаимного притяжения наших государств, как я уже отмечал, в 2008 году будут рекордными.