Одним из самых мощных инвестиционных проектов России на ближайшие годы должны стать олимпийские стройки в Сочи. До 2014 года в них планируется вложить более 12,5 миллиарда долларов государственных денег и средств бизнеса.
Всего за шесть лет в столице зимних Игр-2014 должно быть построено 218 объектов. Инвесторов ждут на строительстве 14 спортивных сооружений, более 20 новых отелей, прокладке дорог. Причем большая часть спортивных объектов должна быть готова за год до начала Игр, чтобы их можно было опробовать во время других соревнований.
Надо сказать, что первый конкурс по отбору инвесторов на строительство ледовой арены и Дворца спорта в Имеретинской низменности, где будет расположен Прибрежный кластер, прошел не вполне успешно. Но в госкорпорации "Олимпстрой" не теряют оптимизма. По словам президента госкорпорации "Олимпстрой" Виктора Колодяжного, в основном в этом году идет подготовка к строительству. Так что время пока есть. Не исключено, что к следующему отбору госкорпорация изменит порядок формирования лотов на конкурс. Помочь привлечению должно и решение вопроса с оформлением земли под стройки. Так, распоряжение об изъятии первых земельных участков под Олимпийский парк уже подписано.
Крутой маршрут
Между тем частные деньги в Горном кластере, расположенном вблизи Красной поляны, уже работают. "Газпром" осваивает курорт "Лаура" и построит лыжный комплекс на 16 тысяч мест. "Интеррос" развивает курорт "Роза Хутор", где появится горнолыжный центр на 18 тысяч спортсменов. А первая очередь спортивно- туристического комплекса "Горная Карусель" (подъемник на высоту 960 метров) была запущена еще в 2007 году.
В декабре этого года ОАО "Красная поляна", ведущая строительство "Горной карусели", планирует сдать еще один подъемник на высоту 1,45 тысячи метров, две горнолыжные трассы и пункты проката оборудования. Недавно о своем намерении вложиться в "Горную карусель" объявил "Сбербанк", подписавший соглашение о намерениях с компанией "Красная поляна". Банк может также выступить соинвестором проектов по строительству еще двух олимпийских объектов - комплекса олимпийских трамплинов и медиа-деревни. В горных шале и гостиницах зимой 2014-го планируют разместить журналистов, которые будут освещать Олимпиаду в Сочи.
Ранее предварительный объем инвестиций по "Горной карусели" оценивался в 20 миллиардов рублей. Но в компании не исключают, что по завершении проектных работ эта цифра может достичь и 38-40 миллиардов рублей. Сейчас, по словам замгендиректора компании Евгения Кривова, ведется проектирование гостиницы, жилых блоков, клубов и прочей инфраструктуры для "Горной карусели". Правда, первые объекты для размещения туристов появятся не раньше 2011 года.
Полностью комплекс "Горная карусель" рассчитывают ввести в эксплуатацию в 2012 году. На территории протяженностью 1,92 тысячи гектаров проложат 70 километров горнолыжных трасс с тремя десятками подъемников. В "Горной карусели" планируется возведение более 300 тысяч квадратных метров курортной недвижимости, а спортивная база отдыха будет рассчитана на прием до 12 тысяч лыжников.
В ближайшее время "Олимпстрой" должен назвать инвесторов и по еще одному крупному олимпийскому проекту в горах - строительству санно-бобслейной трассы вблизи поселка Красная Поляна. Она рассчитана на 11 тысяч зрительских мест. Начать стройку предполагают весной 2009 года, а в эксплуатацию трасса должна быть сдана в ноябре 2011 года.
Железное решение
Одна из самых затратных олимпийских статей - транспортная инфраструктура. К 2014 году в регионе планируется проложить около 200 километров новых автомобильных и железнодорожных путей. 12 тысяч человек в час - такой будет загруженность будущих олимпийских дорог. Их будут строить в двух направлениях - на Красную Поляну и к Имеретинской долине.
Так, Красную Поляну и Адлер соединят железной и автомобильной дорогами, построенными в рамках единого коридора. Это решение, заметим, было принято совсем недавно - ранее предполагалось, что Адлер с Горным кластером свяжет легкое метро. Финансировать проект, стоимость которого оценивается в 260 миллиардов рублей, берется ОАО "РЖД". Его завершение планируется к 2013 году.
По мнению специалистов, это один из самых интересных и сложных в техническом плане проектов. Скорее всего, будет возведена двухъярусная магистраль, где по верхнему пути будут двигаться автомобили, а по нижнему - поезда. На одной территории они будут сходиться, на другой идти параллельно, поясняют специалисты РЖД. Протяженность ветки составит от 40 до 50 километров в зависимости от расположения олимпийских объектов. Дорога пройдет по горной местности, где предстоит проложить несколько тоннелей, длина одного из которых превысит 4 километра. По словам главы РЖД Владимира Якунина, компания готова приступить к работам сразу же после выделения земли под строительство. Ожидается, что ее железнодорожники получат уже в этом году, а на ближайшие месяцы запланировано утверждение проекта будущей магистрали.
Еще один из проектов РЖД - прокладка железнодорожной линии Адлер - аэропорт Сочи. При этом железнодорожная линия будет заканчиваться остановочным пассажирским комплексом в аэропорту. А залы прилета и отлета аэропорта будут соединены с платформой крытыми галереями с бегущими тротуарами, что связано с планами проведения в Сочи Паралимпийских игр. На участке аэропорт Сочи - Адлер предусматривается курсирование пяти электропоездов повышенной комфортности.
Удобнее станет и железнодорожный путь из Москвы в столицу будущей Олимпиады. Предполагается модернизация существующего пути под скоростное движение. Общая протяженность модернизируемой трассы Москва - Адлер здесь составляет 1900 километров, и в РЖД намерены сократить время движения в пути с 25 часов до 14. Запуск специальных ночных поездов в сообщении Москва - Адлер смогут создать значительную конкуренцию авиатранспорту, рассчитывают в компании. По предварительным прогнозам, приспособление существующих железнодорожных линий для скоростного движения поездов из Москвы на черноморские курорты обойдется более чем в 400 миллиардов рублей.
Груз победы
Для строительства олимпийских объектов в Сочи, как подсчитали эксперты, потребуется не менее 100 миллионов тонн песка, цемента, щебня. 50-70 процентов "олимпийских" грузов будут доставлять в Сочи по железной дороге. Под их приемку ОАО "РЖД" планирует построить два грузовых железнодорожных терминала и оборудовать грузовые дворы станций Адлер и Сочи.
Остальные грузы планируется приво-зить в будущую столицу Олимпиады морем. Для этого в Сочи будут построены два новых порта - один ближе к устью реки Псоу, другой - в Имеретинской бухте.
По подсчетам ФГУП "Росморпорт", инвестиции в строительство двух грузовых терминалов составят более 20 миллиардов рублей. Оба проекта будут построены на принципах частногосударственного партнерства. Проектная мощность терминалов составит 10 миллионов тонн, по 5 миллионов тонн каждый. Для сравнения: максимальная мощность ныне действующего порта Сочи составляет всего 500 тысяч тонн, и увеличить ее невозможно.
Строительство первого портового района, частным инвестором которого выступает компания "Базовый элемент", предполагается начать уже в этом году. Как сообщалось ранее, максимальная стоимость предложения по объектам строительства, финансируемым из средств инвестора, составляет с учетом НДС 3,2 миллиарда рублей. Порт будет иметь восемь специализированных причалов максимальной глубиной 9,2 метра для приемки генеральных грузов, цемента и навалочных грузов. Первую очередь терминала собираются запустить в первой половине 2009 года, а еще через год он достигнет проектной мощности.
Ранее сообщалось, что государство профинансирует проектирование и строительство оградительных сооружений и объектов обеспечения безопасности судоходства. Частный инвестор оплачивает все остальное. После завершения Олимпийских игр он перепрофилирует порт в яхт-клуб мирового уровня. А во время Олимпиады порт будет принимать круизные суда.
Золотые насыпи
К Олимпиаде в Сочи должны дополнительно появиться более 2 тысяч номеров в 5-звездочных гостиницах, до 10 тысяч - в 4-звездочных отелях и до 13,5 тысячи - в трехзвездочных.
Самый масштабный туристический комплекс на 8 тысяч мест запланировано разместить в Имеретинской низменности. Его стоимость оценивается экспертами в 45 миллионов долларов.
Но помимо отелей вблизи спортивных строек частный бизнес намерен осваивать и морскую территорию. Один из таких проектов под названием "Остров Федерация" был представлен на форуме в Сочи в прошлом году. Рядом с береговой линией города компания "М-Индустрия" на деньги арабского инвестора обещает построить новый остров - с пляжами, маринами, частными домами, апартаментами и гостиницами мирового уровня по проекту голландского архитектура Эрика ван Эгераата. Его общая площадь составит 330-350 гектаров. Кроме "М-Индустрии" и иностранных партнеров, которые обещают предоставить свыше 150 миллиардов рублей, третьей договаривающейся стороной стала администрация Краснодарского края. Она получит к 2014 году новое муниципальное образование в составе Сочи.
В конце августа свои планы по возведению нового острова близ Сочи огласили японская компания "Тохо Глобал Ассосиеэйтс" и российское ООО "Хамар". В районе Хостинской бухты в Сочи напротив санатория "Мыс Видный" они планируют расположить остров "Сакура". Остров будет иметь форму дуги, что позволит создать волнорезную бухту, необходимую для яхтенной пристани на 600 мест. В центре острова, на Сакуровом холме, разместится гостиничная зона, в которую войдут два корпуса на 2,5 тысячи номеров каждый, международный конгресс-центр, комплекс обслуживания конференций, морской музей, аквапарк и торговый центр. Высота здания отеля составит 300 метров. Планируется построить два моста, первый из которых соединит остров с железнодорожной станцией, второй - со скоростной магистралью. Береговая зона острова будет укреплена бетонными блоками, гасящими волны. При создании острова собираются применять технологии, использовавшиеся при строительстве японских аэропортов Консай и Осака, расположенных на искусственно созданных территориях. Начало строительства острова запланировано на осень 2009 года, завершение работ - на 2013 год.
Тем временем
Самая дорогая зимняя Олимпиада прошла в Нагано в 1998 году. Она обошлась устроителям в 12,5 миллиарда долларов. Суммарные инвестиции в подготовку спортивных объектов Олимпиады-2008 в Пекине составили порядка 13 миллиардов юаней, или 1,8 млрд долларов. В эту стоимость включено строительство новых олимпийских объектов, железных дорог, шоссе, метро, терминала аэропорта. Один из главных объектов - строительство стадиона Игр "Птичье гнездо" - обошелся в 500 миллионов долларов. А самым дорогостоящим стал вывод промышленных предприятий из зоны проведения Игр