18.09.2008 02:15
    Поделиться

    Сергей Мансков: На Алтае сложилась филологическая школа мифопоэтики

    Традиционный научный форум стал удобной площадкой прежде всего для молодых исследователей, имеющих возможность напрямую пообщаться с ведущими учеными России и зарубежья, обменяться мнениями и из первых уст получить оценку своей работы.

    Об итогах минувшей конференции "РГ" рассказал один из ее организаторов, кандидат филологических наук Сергей Мансков.

    Российская газета: Сергей Анатольевич, в чем значение подобных научных форумов?

    Сергей Мансков: Культурный и научный слой, особенно в провинции, накапливается очень медленно. Со времени первой конференции прошло 12 лет, и только сейчас мы можем говорить, что на Алтае сложилась традиция, есть барнаульская филологическая школа мифопоэтики. Издано более двух десятков монографий, сборников и учебных пособий, где местные литературоведы заявили о себе как самостоятельные представители мифопоэтического направления.

    РГ: Помните, как все начиналось?

    Мансков: В 1996 году нам удалось собрать в Барнауле ведущих литературоведов России и Европы. Это и польский ученый Ежи Фарино, создатель археопоэтики, автор, наверное, лучшего учебника "Введение в литературоведение". До переиздания в Санкт-Петербурге этот учебник было не достать, по Барнаулу ходила из рук в руки одна "слепая" ксерокопия. Приехал Игорь Смирнов, ученик Дмитрия Лихачева, когда-то эмигрировавший в Германию. Он один из тех, кто создал теорию интертекстуальности. Участвовал в нашем первом форуме и один из старейшин отечественной филологии, соратник и близкий друг Юрия Лотмана -Борис Егоров. Таким составом не всегда мог бы похвастать солидный московский или питерский научный форум, хотя они имеют иные финансовые возможности. Все это делалось усилиями Галины Козубовской, которая в начале 1990-х годов блестяще защитила докторскую диссертацию в Пушкинском доме и стала активно формировать научную жизнь нашего вуза.

    После той конференции началась наша полноценная научная деятельность. Появилась возможность ездить в заграничные командировки, публиковаться в российских и зарубежных научных изданиях. На базе БГПУ возникла научная лаборатория "Культура и текст", которая существует уже 12 лет. В нее входят научные сотрудники, занимающиеся исследованием текста, историей и теорией русской литературы. Итогом первой конференции явился двухтомный сборник научных работ, который до сих пор востребован в вузах страны и зарубежья. Я видел его зачитанные книжечки в библиотеках Варшавы и Мюнхена.

    С тех пор конференция стала традиционной, проводится раз в три года. Каждая из них имела свою изюминку.

    Культурный и научный слой, особенно в провинции, накапливается медленно

    РГ: В чем отличительная особенность последней конференции?

    Мансков: Мы стали расширять традиционный жанр научного форума. Добавились многочисленные мастер-классы, встречи с поэтами, спецкурсы, которые идут еще неделю после окончания конференции. Хотим дать возможность, в первую очередь, студентам и аспирантам, познакомиться с новой методологией, научными изданиями, пообщаться с ведущими литературоведами и лингвистами.

    Мастер-класс "Что такое оперативная поэтика?" провела Татьяна Касаткина из Института мировой литературы имени Горького. Она - автор многочисленных работ о Достоевском. Нам удалось пригласить Сергея Кибальника из Санкт-Петербурга, сотрудника Института русской литературы (Пушкинский дом). Известный пушкинист, он пишет еще и книги о современной литературе. Кибальник провел очень живой мастер-класс, посвященный мистификациям в русской литературе. Студенты были в восторге!

    Было приятно познакомиться с нашими ближайшими соседями - учеными из Новосибирска. Например, Ирина Высоцкая, один из крупнейших специалистов в России по рекламе. Она провела любопытнейший мастер-класс, раскрыла те речевые механизмы зомбирования, которые применяются в телевизионной и прочей рекламе.

    А новосибирский профессор Валерий Мароши предложил для обсуждения интереснейший и неожиданный доклад "Обэриуты и монголы". По его мнению, Монголия - последний островок нетронутой человеческой цивилизации, природный мир, а поэты-абсурдисты как раз и отличались непосредственным, искренним восприятием окружающего мира.

    Поделиться