Зарплата среднестатистического муниципального чиновника Мурманской области одна из самых высоких в стране. Чего не скажешь о доходной части бюджетов заполярных городов и районов.
Над сложившимся дисбалансом между зарплатами муниципальных служащих и качеством выполняемой ими работы задумались даже в областном правительстве. Ситуация, при которой муниципальный чиновник средней руки получает ежемесячную заработную плату в 28 тысяч рублей (данные Росстата) и при этом практически не несет никакой ответственности за принимаемые решения, не устраивает областную власть. Однако никаких реальных шагов по исправлению ситуации пока не предпринимается.
Согласно последним статистическим данным, зарплата наших муниципальных служащих всего на шесть тысяч отстает от московской. Северяне стали вторыми в рейтинге самых высокооплачиваемых чиновников, обогнав даже Северную столицу, где муниципал получает в среднем 24 тысячи рублей. А вот со своей основной задачей - наполнением бюджетов муниципалитетов - местные высокооплачиваемые чиновники не справляются. Почти все города и поселки региона дотацион-ные. И если муниципальные образования, где есть крупные градообразующие предприятия, еще более-менее справляются с наполнением казны, то проблемы небольших муниципалитетов остаются неразрешимыми. Как отметил в беседе с корреспондентом "РГ" вице-губернатор Борис Воробьев, большинство из них практически не имеет собственной налогооблагаемой базы и полностью зависит от регионального бюджета. Причем нередко помощь области является основной статьей их доходов.
Положение усугубляет и тот факт, что распоряжаются финансами главы небольших муниципалитетов крайне неэффективно. Яркий пример - устоявшаяся практика перераспределения коммунальных платежей населения,когда деньги, предназначенные теплоэнергетикам, мэры направляют на ремонт дорог и домов.
Региональные власти пытаются повлиятьна глав муниципалитетов и с помощью "кнута", и с помощью "пряника". Губернатор регулярно вызывает мэров и требует от них публичных отчетов.
Муниципалитетам, которые грамотно регулируют финансовые потоки, предоставляется дополнительная помощь из регионального бюджета. Кроме того, областное правительство уже не требует так жестко, как раньше, возврата муниципалами кредитов, взятых у регионального бюджета. Более того, их многомиллионные долги начали попросту списывать.
Однако эти меры пока не приносят желаемого результата. Муниципалитеты продолжают жить на дотациях, наращивать долги и не пытаются искать пути увеличения налогооблагаемой базы.
Проблема в том, что многим главам не хватает управленческой компетенции.
В областном правительстве считают, что выходом из положения могла бы стать практика назначения так называемых сити-менеджеров - управляющих городским хозяйством, работающих по контракту.
Что касается расширения налогооблагаемой базы, то выполнение этой задачи - исключительная прерогатива муниципалитетов. Хотя и тут регион старается помочь самым отстающим. Например, появились блестящие перспективы у двух депрессивных поселков: в Териберке будет построен газоконденсатный завод, а в Алакуртти создан первый в регионе технопарк. Но это единичные случаи.
Впрочем, депутаты Мурманской областной Думы, с которыми удалось поговорить корреспонденту "РГ", отметили: дотационная практика наполнения местных бюджетов сейчас выгодна и муниципальным, и областным властям. Регион имеет возможность держать мэров на коротком финансовом "поводке". А главы муниципалитетов могут без особых трудозатрат получать свою немаленькую зарплату и быть уверенными в том, что в критической ситуации областная власть всегда придет на помощь.