Новости

18.09.2008 04:46
Рубрика: Экономика

Под крыло

Региональная авиакомпания хочет получить статус областной и отвергает идею о вхождении в большой альянс

Сахалинские авиаторы не желают вступать  в состав нового авиаальянса. И в этом их поддерживает администрация островной области.

Чем продиктована такая позиция, выяснял журналист "Российской газеты".

Напомним, по словам заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, островная авиакомпания может войти в создаваемую большой государственной корпорацией, правительством Москвы и администрацией Красноярского края объединенную авиакомпанию. Предполагается, что она станет ведущим оператором на рынке внутренних и международных авиаперевозок. Но прежде чем приступать к созданию еще одного гиганта-авиаперевозчика, стороны намерены заняться финансовым оздоровлением авиакомпаний, которые должны войти в его состав.

Как рассказал корреспонденту "Российской газеты" генеральный директор сахалинской авиакомпании Константин Сухоребрик, это решение загубит на корню перевозки внутри региона.

- Компании, которые должны войти в это объединение, за малым исключением, находятся в крайне сложном финансовом положении, - рассказал он. - Они входили в состав авиагиганта, который совсем недавно обанкротился. Объединение с банкротами не может принести нам ничего хорошего.

Между перевозчиками, летающими внутри региона, и теми, кто выполняет дальнемагистральные рейсы, большая разница. Полеты на малые расстояния изначально убыточные - пассажиропоток минимальный, а затраты весьма существенные. Но отказаться от них нельзя, на Дальнем Востоке, и в Сахалинской области в частности, в некоторые населенные пункты только самолетом можно долететь.

Полеты на малые расстояния на Дальнем Востоке убыточные, но имеют большое социальное значение 

Напротив, дальнемагистральные перевозки более выгодны с экономической точки зрения. Они осуществляются между крупными городами. Плюс большой пассажиропоток.

- Первое, что приходит на ум, - объединение тех и других в один альянс будет весьма выгодным - прибыль с экономически выгодных маршрутов можно будет направить на осуществление убыточных местных перевозок, - рассказал Константин Сухоребрик. - Однако выгода эта на поверку оказывается сомнительной.

Борясь за пассажиров, большие авиакомпании нередко продают билеты по заниженной цене, надеясь возместить затраты за счет увеличения количества рейсов или же путем повышения цен в период отпусков. Но эффекта это почти не дает. Недавнее банкротство крупнейшего авиагиганта - тому подтверждение.

Мелким авиакомпаниям выживать помогают государственные дотации. У региональных властей есть право заключать договоры с местными перевозчиками на осуществление внутрирегиональных социально значимых рейсов и просить под эти цели государственную субвенцию. К примеру, доля государственных дотаций в доходах сахалинских авиаторов весьма значительна - более 25 процентов. Если бы ее не было, курильчанам пришлось бы летать на Сахалин за 15 тысяч рублей или же не летать вообще. 

Из принципиально различных задач, стоящих перед авиакомпаниями, вытекает и практика подбора воздушных судов, технического персонала и летного состава. Местным авиаторам лайнеры и аэробусы ни к чему. А нужны небольшие среднемагистральные самолеты - на 40, максимум 80 мест. Крупным авиаторам - наоборот. Исходя из этого подбирается, выстраивается вся деятельность компании. Смешение этого четко разделенного и специализированного хозяйства может привести к полнейшей неразберихе. 

- Если мы вступим в этот альянс, в нем будет не меньше 25 типов воздушных судов, - продолжает Константин Сухоребрик. - Придется закупать 25 комплектов запасных частей, набирать пилотов с различной специализацией под разные типы самолетов, регулярно направлять их на повышение квалификации на 25 различных курсов и так далее.

По мнению сахалинских авиаторов, будущее за специализацией и однотипностью. К примеру, самая успешная американская авиакомпания, выполняющая региональные перевозки, имеет в своем парке только один тип воздушных судов. Островные летчики также будут избавляться от "лишних" самолетов. В парке останутся только "Боинги-737" и канадские "Дэш-8", которые сейчас покупают взамен выработавших ресурс "АН-24".

- Большинство авиакомпаний в нашей стране находятся в государственной собственности, и мы в том числе, - пояснил Константин Сухоребрик. - Но за последние 15 лет, что я здесь работаю, Москва еще ни разу не проявила себя в деятельности нашей компании. Самую большую помощь нам оказывают сахалинские власти. Поэтому мы бы и хотели изменить свой статус - перейти из государственной собственности в областную.

В этом стремлении сахалинская администрация полностью поддерживает авиаторов. Губернатор направил письмо в министерство транспорта РФ с просьбой о передаче авиакомпании из федеральной собственности в областную.

Прямая речь

Александр Хорошавин, губернатор Сахалинской области:

- Мы в свое время создавали региональную авиационную компанию. Сейчас она выполняет основной объем перевозок региональных пассажиров. Кроме того, компания развивается, и сейчас она представляет лакомый кусок. Основной интерес для объединенной авиакомпании имеют финансово выгодные дальние маршруты, в то время как полеты внутри региона развивать никто не будет.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Сахалинская область