В прокат вышла драма петербургского режиссера Алексея Учителя "Пленный", снятая по рассказу Владимира Маканина "Кавказский пленный", о чем писатель рассказывал в недавнем интервью "РГ" ("РГ - Неделя" N 4678 от 5 июня 2008 г.).
На международном кинофестивале в Карловых Варах картина "Пленный" была отмечена призом "Хрустальный глобус" за лучшую режиссуру.
...Идет чеченская война. Двое русских солдат берут в плен местного молодого жителя, чтобы он вывел их горными тропами к заминированному ущелью, где застряла их колонна. Так завязывается сюжет фильма "Пленный".
Алексей Учитель, режиссер картины, специально для "РГ" рассказал.
О первоисточнике
Наша картина поставлена по рассказу Владимира Маканина "Кавказский пленный", написанному в 1994 году. Хотя сценарий отличается от первоисточника. Мы замечательно работали вместе, при участии молодого автора Тимофея Декина. Действие перенесли в наши дни, поменяли какие-то реалии. Я с трепетом шел на первую встречу с писателем. Знал, что он человек немолодой. Скажу, что давно не встречал людей более разумных, талантливых, молодых по духу. Кстати, у Владимира Семеновича сценарное образование, но он забросил это дело после двух неудачных фильмов, и понятно, что сначала с опаской отнесся к моему предложению. Я сказал, что у нас еще нет сценария, но фильм будет очень сильно отличаться от рассказа. "Так этого я и хочу!" - ответил Маканин. И работал, придумывая, и ждал результата. Конечно, о впечатлениях о фильме лучше спросить у него самого, но, по-моему, он доволен.
Я погружался в тему, прочитал массу литературы. Мне многое открыл известный писатель Захар Прилепин, прошедший Чечню, с ним я встречался несколько раз. Разговаривал с родителями детей, которые снимались у нас, они рассказывали очень страшные истории.
О съемках
Снимали в Крыму, в разных местах. Очень долго и тщательно выбирали натуру, советовались с чеченцами, потому что нам нужна была правда. А природные данные действительно похожи. Я сознательно отказался от съемок в самой Чечне. Съемочная группа должна работать нормально, творить, а не думать об опасностях.
О менталитете
Может быть, менталитет у нас и разный, но мы разговаривали с людьми на одном языке, ни разу не почувствовали, что между нами барьер. Когда снимали массовку, когда происходило озвучивание, к нам приходило много чеченцев, они очень помогали нам, давали полезные советы. Мы читали им сценарий, и никто не сказал: "А почему вы убиваете нашего?" Наша картина, и этим я горжусь, "ни за кого". Не потому, что я не патриот. Я хочу, чтобы в этом регионе был мир, а это зависит от двух сторон. К сожалению, наш лозунг "Красота не спасет этот мир" (мы даже хотели сделать таким слоган фильма) пока жив, и ничего с этим не поделаешь...
Об актерах
Актеров на главные роли подбирали по очень простому принципу: нужны были лица, которых раньше на экране никто не видел. В последнее время у нас на экране мало настоящих мужиков. Мне хотелось, чтобы они появились. И, конечно, мы смотрели на способности, талант. Когда в финале Слава Крикунов (Рубаха) едет в машине и держит молчаливую паузу несколько минут, его лицо многое выражает. Это я называю третьим пластом, одним из высших проявлений актерского таланта. Пете Логачеву я советую приехать в Москву и показаться в московских театрах. Но он говорит, что ему пока интересно в Орле, там в театре хороший главный режиссер. А если бы мне не попалась его фотография?! И не вызвали бы мы его на съемки? Жаль, что нет такой картотеки, где были бы собраны фотографии актеров всех театров страны.
Безусловно, есть талант у Ираклия, и если он захочет, то артистом станет. Проблемы с ним были. Когда он, еще школьник, пришел к нам, то плохо говорил по-русски, не знал, что такое большой современный город, со многим сталкивался впервые в жизни. Его непосредственность "работала". Конечно, ему было сложно, но справился он замечательно. Например, снимая сцену в реке, мы сделали 17 дублей! Поверьте, это по-настоящему опасная горная река. И наш каскадер вообще не хотел пускать в нее Ираклия. Но он человек смелый, заявил: "Нет, только я!" Чеченского языка Ираклий, грузин, не знал, на съемках учил его и тщательно выговаривал фразы, но все-таки для достоверности мы пригласили на озвучивание чеченского паренька (тоже не актера). По тембру их голоса удивительно похожи.
У нас снимались и чеченские актеры. В Грозном работают два театра, и мы были вынуждены считаться с графиком занятости артистов. Жизнь там действительно налаживается. Известная чеченская актриса Раиса Гичаева (вы видели ее в фильме А. Сокурова "Александра") говорила мне: "Спасибо, что пригласили. Я хоть заработаю, а то у меня дома крыши нет".
О бюджете и прокате
Бюджет средний, чуть больше двух миллионов долларов. Выпускает картину компания "Централ Партнершип". Количество копий не такое, как, скажем, у "Иронии судьбы-2", но довольно приличное - 120. Тем не менее это не гарантирует широкого проката. Чтобы заполучить зрителя, нужна шумная реклама. Руководители кинотеатров рассказывают, что сейчас люди плохо идут не только на российское кино, но и на американские блокбастеры тоже. Что-то надо делать... Фильм купил "Первый канал", и тут я рассчитываю на большую аудиторию.
У нас было всего 5 просмотров: на кинофестивалях в Сочи, Выборге и Карловых Варах, а также в Севастополе, где нам помогали городские власти и военные, и в Петербурге, моем родном городе. Картину пригласили уже на 26 международных фестивалей. Думаю, что ее увидят во многих странах.
Алексей Учитель уже приступил к съемкам нового фильма, условное название которого "Густав". В главных ролях - Владимир Машков и немецкая актриса Аньорка Штрехель. Также в фильме будут заняты Сергей Гармаш, Ксения Раппопорт, Армен Джигарханян и Александр Баширов. В центре сюжета - история немецкой девушки, которая во время войны оказалась в Сибири.
Фильмы
Алексея Учителя:
"Мания Жизели" (1995 год, дебют в игровом кино),
"Дневник его жены",
"Прогулка",
"Космос как предчувствие"
Светлана Мазурова
Санкт-Петербург