Острые дебаты вокруг недавней премьеры в крае фильма "Гибель Империи. Византийский урок" показали: зритель начал проявлять интерес к отечественному культурному продукту. Но готова ли удовлетворить его запросы профильная отрасль Кубани?
О том, как выживает искусство в условиях очередной реформы, корреспондент "РГ" беседует с руководителем краевого департамента культуры Натальей Пугачевой.
Российская газета : Наталья Георгиевна, массово переводя учреждения культуры в автономные, когда их судьба зависит от "кассы", не губим ли мы эту обнадеживающую тенденцию?
Наталья Пугачева : Никто нам не мешает зарабатывать деньги и одновременно продвигать, к примеру, умное отечественное кино. В краевой программе "Культура Кубани" есть раздел, нацеленный на поддержку проката отечественных картин. Рост бюджетных ассигнований на подобные проекты за последние два года составил более 30 процентов. Стало больше хороших российских картин - и их доля увеличилась в нашем прокате.
РГ : Но не все в "культурной" реформе проходит гладко. С теми же тендерами, когда даже пару пуантов можно приобрести, только выставив заказ на торги, возникают казусные ситуации.
Пугачева : По поводу подобных моментов наши депутаты уже выходили с инициативами в Госдуму РФ. Но нужно быть критичным и к себе. Творческая элита не приучена уважительно относиться к менеджменту в культуре: проблемы возникают у тех, кто еще не понял, как управлять учреждением культуры. Поэтому вместе с экономистами мы регулярно учим директоров театров и клубов азам управленческого искусства, тому, как осуществлять переход в те же автономные учреждения.
РГ : Многие ли согласились перейти на автономию?
Пугачева : В самостоятельном режиме пока работает одно учреждение - Дом культуры в станице Каневской. Отрабатывается подобная модель в Туапсе.
Хотя до сих пор еще нет подзаконных актов с определением, что такое госзаказ, как разделить ценное и особо ценное имущество при переводе учреждений на автономию.
Во всех краевых коллективах прошли собрания по этому поводу. Библиотеки, скорее всего, пока что останутся в прежнем своем качестве, музеи собираются переходить на автономию частично. А концертные, театральные учреждения, государственные кинотеатры уже научились зарабатывать деньги. Еще до введения новшеств мы их ориентировали на наращивание доли собственных доходов. Три года назад она составила 15 процентов. Сегодня ставится задача увеличить ее вдвое.
РГ : Не кажется ли вам, что есть и другая крайность: под лозунгом продвижения отечественного искусства финансы выбрасываются на ветер? Фестивалей в крае уже несколько десятков. Вкладываются большие средства, а результат?
Пугачева : Не все они дорогостоящие. Некоторые проводят сами муниципалитеты на собственные и спонсорские средства.
Возьмем город Курганинск, где снимались "Кубанские казаки". Он гордится замечательной актрисой Кларой Лучко. Сначала там поставили памятный знак в ее честь. Затем открыли экспозицию. Супруг Клары Лучко прислал в дар любопытные экспонаты, например ее коллекцию шляпок. Потом в городе провели фестиваль искусств, посвященный актрисе. А в прошлом году он превратился во всероссийский праздник. Мало кому известный городок оказался, что называется, на слуху. Сюда потянулись туристы. Это подтолкнуло местные власти к мысли о том, что нужно его благоустраивать.
А Анапа многим известна благодаря фестивалю "Киношок".
РГ : Несколько лет назад было неловко перед приехавшими на "Киношок" актерами, которых принимали в стареньком клубе одной из близлежащих станиц. Впрочем, и иные артисты могли выйти на сцену в нетрезвом виде.
Пугачева : Теперь по-настоящему звездные гости встречаются со зрителями в красивом зале отремонтированного театра. А оргкомитет фестиваля возглавил Сергей Нарышкин, что придало ему особый статус.
В поселке Джигинка действительно раньше стоял разваленный Дом культуры, в Юровке еле держался сельский клуб. Сегодня они не только отремонтированы, но и приобрели современный стиль благодаря краевой программе "Сельский клуб". Ее цена - около миллиарда рублей. Реализуется она на условиях софинансирования с муниципалитетами. В Сочи, стыдно сказать, еще более десятка клубов, которые практически не отапливаются. В ближайшее время они будут отремонтированы. В прошлом году привели в порядок более ста сельских учреждений культуры, в нынешнем 350. Хотя работы еще очень много.
РГ : Скоро в Сочи откроется второй Международный конкурс Юрия Григоровича "Молодой балет мира". В его финансировании принимает участие и край. Однако ни один артист краснодарской труппы Григоровича, об успехах которой мы слышим десять лет, не принимает участие в этом конкурсе. Почему?
Пугачева : Проблема с балетными кадрами и училищем - копившийся годами "снежный ком". Училище молодое, в отличие от Пермского или Новосибирского, имеющих свою историю. Сложность заключается и в том, что оно расположено в муниципальном здании. А кадры, которые там готовят, - краевого уровня. С этими ножницами связаны многие проблемы материальной базы.
РГ : Не кажется ли вам, что проблема и в том, что долгие годы в крае использовались имя и труд знаменитого человека, а нужно было создавать и своих звезд?
Пугачева : Не все взращенные "звезды" остаются, случается, уезжают в столицу и за границу.
Кадровый вопрос остро стоит не только в балете. В вузах и училищах края нет ни одного эстрадного отделения. Мы объявили фестиваль к 90-летию нашего земляка Юрия Силантьева, чтобы понять, каков потенциал края в этом направлении. А с октября поедем по районам - своих эстрадных "звездочек" искать.
РГ : Но была же раньше "Лестница в небо" для юных певцов.
Пугачева : Конкурс был коммерческим проектом - в основном на деньги честолюбивых родителей. Ребенок несколько раз вышел на сцену, а дальше? Будем эту цепочку выстраивать с самого ее начала - со школ искусств.