19.09.2008 03:01
    Поделиться

    Сахалинские власти занимаются созданием особой экономической зоны на территории островов

    Созданием особой экономической зоны на территории Сахалина и Курил занимаются власти островного региона.

    Делается это в по итогам состоявшегося в 2005 году заседания совета национальной безопасности,  посвященного развитию Дальнего Востока. О том, какие препятствия встречаются на этом пути, журналист "Российской газеты" беседует с Сергеем Карпенко, исполняющим обязанности председателя комитета экономики Сахалинской области.

    Российская газета: Сергей Александрович, чем была вызвана необходимость создания особой экономической зоны?

    Сергей Карпенко:  Совет национальной безопасности, на котором рассматривались проблемы развития Дальнего Востока, отметил, что регион имеет огромное геополитическое значение для всей страны. Поэтому нельзя мириться с негативными процессами, происходящими в здешней экономике и демографии. Исходя из этого, была поставлена задача - сформировать пакет мер, направленных на приоритетное развитие региона. Президент дал ряд соответствующих поручений. Вслед за ним так же поступило и  правительство. Оно сформулировало ряд поручений федеральным органам государственной власти и рекомендаций - региональным.

    В том числе речь шла и о возможности создания особых экономических зон на Дальнем Востоке, которые должны способствовать ускоренному развитию региона.

    РГ: Что же помешало созданию таких образований?

    Карпенко:  Как это ни странно звучит, созданию особых экономических зон на Дальнем Востоке во многом помешал сам федеральный закон об этих зонах. 

    Он нацелен на развитие высокотехнологичных производств, наукоемких технологий, сектора транспортных и туристических услуг. Поэтому на территории страны возможно создание только промышленно-производственных зон, научно-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых зон. Также в законе прямо указано, что на территории этих образований запрещена добыча и переработка полезных ископаемых.

    Мы понимаем особую экономическую зону как создание льготных условий для деятельности конкретных предприятий

    Исходя из ограничений, установленных федеральным законом, всякий, кто имеет представление об экономике Дальнего Востока, понимает, что для региона этот закон не вполне подходит. Судите сами, практически вся промышленность восточной части страны имеет сырьевую направленность. Например, у себя на Сахалине нефть и газ мы добываем на севере и транспортируем их либо на запад через Татарский пролив, либо на юг, где находятся незамерзающие порты. Найти подходящий населенный пункт, не связанный с добычей полезных ископаемых, а также лесных или водных биологических ресурсов, у нас не так-то просто. 

    Недавно принятая стратегия развития Сахалинской области до 2020 года нацелена на переход от сырьевой экономики к перерабатывающей. Получается, что наш генеральный вектор развития не соответствует федеральному закону об особых зонах. Надо учесть, что в Сахалинской области действует целый ряд удорожающих факторов - слаборазвитая инфраструктура, повышенная сейсмичность, северные надбавки и коэффициенты, высокие транспортные и энергетические тарифы.

    Более того, сырьевая направленность экономики региона обусловила и тип трудовых ресурсов. У нас нет высококвалифицированных рабочих, инженеров и ученых в таком количестве, чтобы можно было всерьез рассчитывать на создание в обозримом будущем промышленно-производственных и научно-внедренческих зон.

    Что касается портовых зон, этот вариант больше подходит для Хабаровского края и Приморья, через порты которых в основном идет экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
    Поэтому, изучив ситуацию, мы пришли к выводу - Сахалинской области нужен отдельный федеральный закон о создании особой экономической зоны, учитывающий реалии, в которых существует регион. Усредненный подход, к сожалению, у нас не работает.

    РГ:  И что вы предложили правительству?

    Карпенко:  Мы предложили изменить философию особой экономической зоны. Речь не о локальной территории с благоприятным налоговым и таможенным режимом. Мы понимаем особую зону, как создание льготных условий предпринимательской деятельности для конкретных предприятий, реализующих конкретные инвестиционные проекты.

    В апреле текущего года мы представили в министерства финансов, экономического развития, регионального развития проект федерального закона о создании особой экономической зоны в Сахалинской области. При разработке этого документа мы исходили из следующих соображений: не получится на территории Сахалинской области выделить некую локальную территорию и работать в ее рамках. Поэтому мы предлагаем - режим особой экономической зоны должен распространяться не на территорию, а на деятельность конкретного предприятия, которое будет резидентом особой экономической зоны. Этот подход мы и заложили в основу своего проекта закона.

    Механизм реализации следующий: автор инвестиционного проекта стоимостью не менее 10 миллионов евро делает заявку. Если проект соответствует условиям, заложенным в законе, автор создает новое предприятие, которое должно быть зарегистрировано в Сахалинской области, которое не имеет права заниматься чем-либо еще, кроме реализации проекта.
    Поддержка со стороны органов региональной власти - ускоренная разрешительная работа, визовая поддержка, льготы по налогу на прибыль и имущество, а также таможенные послабления.

    В проекте закона мы также предложили отказаться от ограничения на добычу и переработку полезных ископаемых, за исключением добычи нефти и газа. Этот вопрос для нас ключевой. Нам не обойтись без инвестиционных проектов, связанных с переработкой распространенных полезных ископаемых, а также лесных и водных биологических ресурсов.

    У нашего проекта есть еще одно преимущество - локальная  экономическая зона потребует создания таможенных пунктов. По нашему варианту такой необходимости нет. Островная экономика прочно связана с экспортно-импортными операциями, поэтому будет вполне достаточно и действующих пунктов.  

    РГ:  И какой ответ вы получили?

    Карпенко:  В июле поступил ответ из минэкономразвития. Это ведомство настаивает, чтобы, говоря о создании особой экономической зоны, мы придерживались федерального закона.

    При этом нам указывали как на упущение, дескать, с созданием такого типа экономической зоны, что мы предлагаем, придется оборудовать таможенные посты на всех 59 островах, входящих в состав области.

    РГ:  Включая, видимо, необитаемые?

    Карпенко:  Наверное, да. Нам пришлось сообщить в министерство, что население области сосредоточено на нескольких крупных островах и таможенные посты там уже есть.

    Мы вновь объяснили, что в существующем виде закон об особых экономических зонах территории области работать не будет, что необходимо использовать гибкий подход, учитывая специфику и реалии конкретных регионов. Мы также предложили создать совместную рабочую группу по разработке документа, учитывающего реалии нашего региона.

    Я надеюсь, что наши доводы все-таки были услышаны. Из минрегионразвития нам сообщили, что намерены в ближайшем будущем внести на утверждение правительства перечень мероприятий по итогам заседания совета безопасности. В нем значится и разработка федерального закона об особой экономической зоне в Сахалинской области. Это означает, что нужный нашему региону документ остается на повестке дня.

    Поделиться