19.09.2008 03:30
    Поделиться

    В Екатеринбурге из-за нехватки воспитателей закрываются ясли

    Почему воспитателями в ясельных группах работают случайные люди

    В яслях областного центра квалифицированных специалистов остается все меньше. Их вынуждены замещать матери, желающие устроить ребенка в детский сад.

    Проблема комплектации дет­ских садов воспитателями и нянечками актуальна по всей стране. Но в Екатеринбурге появился новый аспект: особенно сложно найти специалиста, который согласится присматривать за самыми маленькими.

    Родители все чаще жалуются на то, что ясельные группы закрывают. Объяснение дается простое: вместо положенных двух воспитателей и нянечки практически везде имеется в наличии лишь по одному педагогу. Если он вдруг прихворнет или уйдет в отпуск, закрывается вся группа, а детей родители разбирают по домам.

    - Да, жалобы по поводу нехватки ясельных групп мы действительно получаем. Но ничего поделать не можем. С каждым годом все сложнее найти желающих ухаживать за самыми маленькими. Дети приходят в ясли неподготовленными, воспитатели тратят на уход за ними 99 процентов своего времени. Люди, отучившиеся в университете по пять лет, хотят заниматься с детьми, а не кормить их с ложечки, - рассказали корреспонденту "РГ" в управлении образования администрации Екатеринбурга.

    Руководители детсадов подтверждают: кадров катастрофически не хватает, все чаще приходится брать на работу матерей самых младших воспитанников. Понятно, что в этих случаях не идет речи о наличии специального образования. Зато от мамочек отбоя нет: для многих это единственный шанс пристроить своего ребенка в дошкольное учреждение. Ведь очередь в детсады составляет в городе 18 тысяч человек.

    - Нам понадобился целый год, чтобы укомплектоваться педагогами, - рассказывает заведующая детским садом №34 Евгения Перепечаева. - Сейчас в двух группах из пяти - по два воспитателя, в остальных - по одному. У нас работает много мам, чьи дети содержатся в дет­саду. Плохо, что это непостоянные люди. Они приходят ради ребенка, работают год-два и уходят. Снова приходится искать человека. Текучесть кадров огромная, детям постоянно приходится привыкать к новым лицам. В ясли лично я стараюсь определять самых сильных педагогов, потому что до трех лет дети нуждаются в правильном воспитании. Но не всегда удается найти желающих. Сейчас у нас в яслях один воспитатель с образованием, второй - без.

    Причин нежелания работать в яслях специалисты видят несколько: низкие зарплаты, отсутствие правильной системы подготовки кадров и государственной поддержки.

    - Воспитатель первой категории у нас получает не больше десяти тысяч рублей в месяц, нянечка - не больше пяти. Конечно, многие берут дополнительные ставки, но тем не менее заработок очень низкий, - говорит Евгения Перепечаева. - При этом на воспитателях лежит ответственность за жизнь и здоровье ребенка, им предъявляют большие требования сами родители. Правда, в последнее время мы получаем доплаты от муниципалитета. Но, помимо этого, нужны весомые государственные гарантии. Кроме того, сейчас в Екатеринбурге только один вуз готовит специалистов дошкольного образования. Выпускников не мотивируют на работу по специальности. К нам на практику приходило десять студентов УрГПУ, а работать в дет­саду остался один. Нужно возродить подготовку специалистов в колледжах, техникумах, заложить в них осознание высокой важности профессии.

    А вот в частных детсадах проблемы с кадрами нет.

    - Мы создаем все условия для работы педагогов. Во-первых, в группах хорошее оборудование, теплые полы - в яслях это особенно важно, потому что дети быстро простужаются. Во-вторых, везде должно быть по два воспитателя - малыши требуют огромного внимания, один человек не сможет потратить на каждого ребенка необходимое количество времени. И третье, пожалуй, главное - достойные зарплаты, - говорит заведующая одним из частных детсадов. - Чтобы в муниципальные учреждения пошли квалифицированные воспитатели, им нужно поднять зарплату минимум вдвое. А для педагогов яслей в два с половиной раза, потому что их обязанности гораздо сложнее.

    В управлении образования горадминистрации это прекрасно понимают и помогают материально как могут. Мы ежемесячно доплачиваем воспитателям по две тысячи рублей из городской казны. Это самые большие доплаты в стране, заверили нас там. Как говорится, неплохо, но надо бы лучше.

    Комментарий

    Надежда Багичева, заместитель декана факультета педагогики и психологии дошкольного образования Уральского педуниверситета:

    - Наши студенты после практики всегда возвращаются с горящими глазами. Им очень нравится их профессия, а дети от них в восторге. Но, когда дело доходит до постоянной работы, многие меняют профессию. Дет­ские сады могут предложить молодому специалисту шесть-семь тысяч рублей в месяц. Этого не хватит даже на аренду жилья в Екатеринбурге. Поэтому выпускники идут менеджерами, продавцами. Там их ценят за знание психологии, платят 15 - 20 тысяч рублей.

    Плохо, что в детских садах работают люди без специального образования. Конечно, работающие в яслях мамочки любят малышей, но они не владеют методиками воспитания. А наши специалисты прекрасно знают, в каком возрасте что ребенку дать, как следить за его развитием. Но часто делают выбор в пользу собственного финансового благополучия.

    Поделиться