Строительная каска и резиновые сапоги 42-го размера - сегодня писк музейной моды в Амстердаме. В них нарядили и маленькую "девочку в голубом" на картине Верспронка, и 12 московских и петербургских журналистов, пришедших вчера на открытие выставки "Каспар Давид Фридрих и немецкий романтический пейзаж".
Десятая по счету долгосрочная выставка Эрмитажа в Амстердаме последний раз открылась вчера в здании виллы "Неерландия". В 2009 году музей-спутник "Эрмитаж в Амстердаме" переедет в большое новое здание "Амстелхоф", бывшее почти три века домом для престарелых и виденное еще Петром I. С экскурсии в активно реконструируемое здание и начался визит российских журналистов в музей. Нам показали бывшую церковь и трапезную, долго остававшуюся самым большим залом для приемов в Амстердаме,( в 1946 году здесь встречали Уинстона Черчилля), тест-комнату, в которой проверяется стираемость паркетов и удобство системы климат-контроля, помещение будущего ресторана "Нева". Реконструкция исторических зданий в Амстердаме - очень тонкое дело: кирпичные стены чистят пескоструйной машиной до того цвета, который они имели в XVII веке, а для окрашивания оконных рам бракуется даже классический "амстердамский зеленый" цвет, в XVII веке он был еще не в ходу. Но в результате можно гордиться сделанным. "Эрмитаж в Амстердаме" давно преодолел как ревность профессионального цеха (с нею справились, дав обещание "никогда не привозить Рембрандта" и вообще "голландцев"), так и минимальное сопротивление широкого общественного мнения. Когда бывший дом престарелых решили отдать музею-спутнику "Эрмитаж - Амстердам", были опрошены жители близлежащих домов. Все они согласились с этой идеей, кроме одного человека. Его долго водили на экскурсии по выставке и стройке, и в конце концов он не дал согласие взять в соседи Эрмитаж.
- Как все наши выставки, эта десятая - изумительно красивая, - сказал на ее открытии директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - И как все, она представляет очень редкие вещи. Это уникальная коллекция немецкого художника-романтика за пределами Германии.
Открывшаяся в Амстердаме выставка особым образом связана с русской историей: картины Каспара Давида Фридриха покупал лично император Николай I, кто-то считает, что по совету жены, кто-то - Василия Андреевича Жуковского. Выставка немецкого романтика, разумеется, рассказывает и о России, о русском интересе к германскому искусству, русском представлении о Германии. Для Амстердама она своего рода культурное открытие.
- Когда я учился, имя Фридриха было запрещено к упоминанию, - подчеркивает художественную революционность выставки ее куратор Хенк ван Ос.
Открывшаяся в Амстердаме новая выставка Эрмитажа - очень важный момент приобретающей сегодня все большее значение "культурной дипломатии", согласились ее организаторы и первые зрители.
Репродукция с сайта www.wga.hu