Быть или не быть? Именно этот вопрос стоит главным в повестке дня начавшейся в субботу в Манчестере ежегодной партийной конференции правящей Лейбористской партии Британии. Ответить на него предстоит как партии в целом, так и прежде всего ее лидеру - премьер-министру Гордону Брауну.
Никогда еще за долгих 11 лет пребывания у власти британские лейбористы не приходили к главному съезду в состоянии столь очевидного раздрая, растерянности и смятения. В минувший четверг опрос MORI показал, что если лидера оппозиционных консерваторов Дэвида Кэмерона поддерживают 52 процента респондентов, то Гордона Брауна - всего лишь 24 процента. Три четверти опрошенных выразили полнейшее разочарование тем, как лейбористы правят страной.
Готовя этот материал и просматривая свои старые публикации, я натолкнулась на заметку о предыдущей, датированной сентябрем 2007 года, партконференции лейбористов и не поверила глазам своим. Вот что в ней собственным моим пером было в ту пору написано: "Трудно припомнить за минувшее десятилетие, когда в последний раз Лейбористская партия пребывала в столь отличной спортивной форме. Рейтинг Гордона Брауна и руководимой им партии ползет вверх, как ртутный столбик термометра на полуденном солнцепеке. Последний опрос общественного мнения показал нечто абсолютно парадоксальное: порядка 40 процентов опрошенных сторонников Консервативной партии видят в качестве премьера лейбориста Гордона Брауна и при этом лишь порядка 20 процентов - консерватора Дэвида Кэмерона..."
Что же столь сокрушительного стряслось за один-единственный год? Стряслось то, о чем предупреждали Брауна еще в сентябре 2007-го: успехи брауновского правительства могут оказаться недолговечными, так как в случае кризиса на мировом финансовом рынке экономика Британии понесет особо тяжелые потери.
Как в воду глядели: именно так все оно и случилось. Британия стремительно покатилась в рецессию, народ стал беднеть, цены расти, рабочие места сокращаться. При этом гнев пал именно на голову Гордона Брауна, так как, будучи целых десять лет министром финансов блэровского правительства, государственной казной распоряжался именно он.
Однако год назад Браун не послушался советников и не объявил досрочные выборы, покуда он был мил сердцу избирателя. В итоге он остался премьером, заполучившим свой пост в наследство от Тони Блэра. А править страной без мандата на власть не совсем одно и то же, что править с мандатом. И это отлично осознают прежде всего недоброжелатели - "бруты". В последние несколько недель Браун пережил в точности то же, что 18 лет назад испытала Маргарет Тэтчер, когда ее соратники по партии и правительству предприняли "покушение" на своего премьера. "Железной леди" было заявлено тогда, что ее время закончилось: Мэгги собрала пожитки и покинула Даунинг-стрит, 10.
В стане руководителей высшего звена Лейбористской партии также началась смута. Британская "Дейли телеграф" даже назвала это гражданской войной. Однако масштаб бунта был явно преувеличен: на самом деле против Брауна выступила лишь узкая группа из восьми младших министров и партийных функционеров. Ни один из министров брауновского кабинета к этой группе не примкнул.
Так будут менять Брауна или нет? 99 из 100, что в ближайшей перспективе не будут. Лейбористы понимают, что в нынешней сложной ситуации, когда лихорадит экономику страны, раскачивать лодку политической власти было бы себе дороже: лошадей на переправе не меняют. Сенсацией в канун конференции лейбористов стала новость о том, что автор нашумевших романов о Гарри Поттере - Джоан Ролинг жертвует в пользу партии Брауна 1 миллион фунтов стерлингов. Широкий жест Джей Кей, как именуют Ролинг в Британии, сделала в знак признательности лейбористам за особую заботу о детях и поддержку беднейших многодетных семей.
Однако основные заявления Брауна - впереди. От главы партии ожидают - и это стало уже фирменной шуткой в стенах Вестминстера, - что в Манчестере он должен будет "толкнуть речь своей жизни", нечто в духе шекспировского "Быть или не быть?". Зачем это надо? Затем, чтобы развернуть изумленному взору Британии впечатляющее громадье планов и опровергнуть расхожее обвинение, что лейбористы выдохлись окончательно и не имеют мало-мальски членораздельной программы на завтра.
Согласно последним исследованиям и расчетам, в новом - консервативном парламенте 2010-го лейбористы получат мизер: 160 мест. Это будет означать самый страшный разгром партии за всю ее историю. До всеобщих парламентских выборов остается чуть больше полутора лет. После этого, если только не случится некоего чуда в духе Гарри Поттера, за лейбористами опустится занавес.