В начале октября на киноэкраны выходит фильм "Адмиралъ", посвященный истории любви и гибели одного из самых ярких и сложных героев российской истории начала ХХ века - Александра Колчака. Одновременно с ним в свет выйдет и книга "Адмиралъ. Энциклопедия фильма", куда войдут тридцать три эссе, основанных на подлинных фактах и исторических документах о жизни прототипов героев картины, а также беседы с ее создателями.
В главной роли - Константин Хабенский, в роли Анны Тимиревой, возлюбленной адмирала, - Елизавета Боярская, генерала Каппеля сыграет Сергей Безруков. Режиссер - Андрей Кравчук, знакомый зрителю по лентам "Итальянец", "Господа офицеры", "Рождественская мистерия". О работе над новым кино рассказал режиссер Андрей Кравчук.
Российская газета: Что первично для режиссера - художественная реальность или историческая правда?
Андрей Кравчук: Художественная реальность. Но чем глубже погружаешься в историю, тем больше черпаешь материал для этой художественной реальности. Она появляется уже в твоих ощущениях, размышлениях. И соответственно ее пытаешься воплотить на съемках. Для меня принципиально важно узнать подробности происходивших событий, почувствовать характеры, проследить поведение, какие-то штрихи, - словом, все то, что создает атмосферу картины. Как режиссера меня интересуют образы, а их, как это ни парадоксально на первый взгляд, не создашь без фактов. Тем более когда речь идет о реальных исторических персонажах.
РГ: Как вы открыли для себя эту тему?
Кравчук: Я много лет назад делал документальный фильм о знаменитом ленинградском режиссере Илье Авербахе. В центре этой истории была неснятая картина Авербаха "Белая гвардия". Вот так я стал интересоваться тем временем - мне нужна была документальная канва для моей ленты. И стал читать то немногое, что было опубликовано в советское время и в начале постсоветского. Меня захватило обаяние эпохи, людей, которые в ней жили. Я долго сидел в архиве кинофотодокументов, отсматривал хронику. И понял, как мне кажется, какие это были личности, какое это было "концентрированное время", и почувствовал притяжение той эпохи... Вот потому, когда Первый канал предложил мне проект, связанный с Колчаком, сразу стало интересно. Понравилось и то, что в сценарии Владимира Валуцкого речь не только о 1917 годе и гибели Колчака, но и в большой степени о том, что этому предшествовало: его научные изыскания, полярные исследования, Первая мировая...
РГ: Какие черты Колчака для вас наиболее привлекательны?
Кравчук: Цельность мировоззрения. И рефлективность. В том "треснувшем времени" трудно было найти себя, сохранить ориентиры - честь, долг. За год с того момента, как Колчак приехал командовать Черноморским флотом, и до того, как стал Верховным правителем, он стал совершенно другим человеком. Это, кстати, видно даже по подлинным его фотографиям. Из молодого, подтянутого, уверенно смотрящего вдаль он превратился в сутулого, напряженного, резко постаревшего человека. И взгляд... Он, как персонажи картин Модильяни, смотрит в себя. Меня Колчак восхитил цельностью и негромкой мужественностью, ощущением долга. Он категорически не умел проигрывать. Считал, что проигравший всегда не прав. И не умел быть неправым. Хотя вину и ответственность за поражения брал на себя.
РГ: Почему для роли Колчака вы выбрали Константина Хабенского?
Кравчук: Мы долго искали... До него пробовался другой артист. И что-то не получалось, что-то не связывалось у меня. И однажды, на вручении премии "Золотой орел", я увидел Хабенского. Костя был не в джинсах и свитере, как обычно, а в смокинге. И я понял - похож, надо пробовать. Мы познакомились ближе, стало ясно, что в нем есть внутренний стержень, который необходим для этой роли. Личность сымитировать нельзя. Кстати, Костя сомневался, когда мы начали обсуждать проект и уже предметно разговаривать. Он сказал: "Я не герой, может, не стоит?" А нам и не нужно было аффектированного героизма. В общем, роль сложилась. Помимо внутренней работы была еще и, так сказать, внешняя. Ему пришлось учиться ездить на лошади, кроме того, мы отправили его на 10 дней в плавание на ракетном крейсере.
РГ: Кто сильнее как личность - Колчак или Тимирева?
Кравчук: Безусловно, она сильнее и тактичнее его. И интуитивнее. Колчак зациклен на работе, а работа для него - это война. В бою, в открытом море, он был жестким, сильным и талантливым командиром. А в промежутках - то есть в повседневной жизни - растерянный и беспомощный человек. К тому же, как мы уже говорили, не умевший держать удар. Например, когда взорвался корабль "Императрица Мария", он впал в тяжелейшую депрессию, будто бы даже хотел покончить с собой...
РГ: И намеревался порвать с обожаемой им Тимиревой.
Кравчук: А она интуитивно знала, как вести себя с ним в этой ситуации, как помочь ему. Она была мудра женской мудростью - и в письмах, и в реальных отношениях. Она была хорошей слушательницей и читательницей, она давала ему раскрыться, стать как бы умнее, образованнее, при ней он становился блестящим. Но при этом иронией, живостью она все время держала его в тонусе, восхищаясь им, тем не менее не растворялась в нем. И ничего никогда не требовала.
РГ: Гражданская война в фильме "Адмиралъ" показана почти без крови, без смакования "окопной правды". По нынешним временам - такая же редкость, как и отсутствие идеологических полюсов: красные плохие - белые хорошие. Или наоборот...
Кравчук: А мы не хотели деления на сугубо положительных и сугубо отрицательных героев. Зверства и жестокости были с обеих сторон. И убежденность была, переходившая в исступление. В реальном бою, как мне представляется, идеология не может быть на первом плане. Каждый солдат воюет за себя, за свой дом, за Родину. И все. В окопе нет места абстрактным истинам. Белые воевали за Россию, воевали любой ценой, невзирая на частности, а для народа эти "частности" были принципиальными. Потому белые и проиграли. А для большевиков сама Россия была частностью, они воевали за "мировой интернационал" и выиграли, потому что просто говорили и много обещали. Ошибка Колчака в том, что он не давал невыполнимых обещаний. А красные именно этим и занимались. Мне было важно показать большевиков такими - без упрощений. И белых - без идеализации, которая в последнее время стала общим местом как в художественных произведениях, так и в исторических. Белым не хватило имевшейся у красных абсолютной уверенности в своей правоте и в своих силах. Это погубило их и Россию.
РГ: Какой эпизод фильма для вас ключевой?
Кравчук: Их несколько. Например, морской бой. Когда возникает ощущение наступающей стихии: вода и металл. И некуда деться в открытом море с корабля. Помогают надежда и молитва. Мирная жизнь не видна, как не виден берег. Второй важный эпизод - психическая атака каппелевцев. Я хотел собрать всю завораживающую энергетику Гражданской войны. Друг на друга, брат на брата. Все беспощадно. Все как будто ритмизованно - и жизнь, и неизбежная смерть. Это апофеоз наступательного отчаяния. И "третий кит" - арест Колчака и самоарест Тимиревой.
РГ: Для кого вы сняли фильм "Адмиралъ"?
Кравчук: Для всех. Когда снимаешь такое кино, не думаешь - для кого конкретно. Просто хочется поделиться ощущениями, впечатлениями. Это рассказ, надеюсь увлекательный, о том какая бывает любовь и что делает с ней война. Как люди умеют жить и как умеют встретить смерть.
Полностью интервью с Андреем Кравчуком будет опубликовано в книге "Адмиралъ. Энциклопедия фильма"